Яхтостроение в Украине: актуальные проблемы

Яхтостроение в Украине: актуальные проблемы


Почему в Украине сфера яхтостроения осталась “за бортом”? О чем беспокоятся судостроители? Может ли государство решить проблемы отечественных яхтенных верфей? USM открывает новый цикл публикаций, посвященных яхтостроению в Украине. Рассказываем о ситуации в мире и о том, с чем сегодня сталкиваются украинские яхтостроители.

Мировой опыт

Сосчитать все яхты в мире — задача невозможная. Однако, если сузить запрос до некоторых подвидов, — дело сильно упрощается. Поэтому мы в качестве примера возьмем самые редкие и самые интересные суда — премиум-яхты.

С начала 2021 года во всём мире спустили на воду более 200 новых супер-яхт (их стоимость может достигать $600 млн). И этот показатель является рекордом — последний раз такое количество VIP-яхт спускали на воду в 2009 году. 

Еще 330 премиум-яхт заказаны и будут спущены на воду до 2023 года, согласно данным профильного агентства Superyacht Group.

Отметим, во время пандемии количество заказов на яхты начало снижаться во всех странах без исключения. Индустрия могла оказаться в состоянии паралича, как и сфера круизных лайнеров. И только особенности человеческой натуры помогли отрасли избежать этой участи.

«Некоторые люди видели, что их обеспеченные друзья, владеющие яхтами, хорошо провели время в пандемию, тогда как им самим пришлось запереться дома», – такую причину начавшегося бума на рынке назвал Пепе Гарсия, глава испанской верфи MB92, всемирного лидера по ремонту супер-яхт.  По прогнозам Гарсии, ажиотаж на рынке продлится еще несколько лет. 

Рост количества заказов сказался и на финансовом состоянии верфей. К примеру, портфель заказов итальянской яхтенной компании Ferretti в январе-сентябре превысил 900 млн евро. При этом, за весь предыдущий год сумма заказов составила лишь 691 млн евро заказов. 

Azimut Benetti, ещё один итальянский производитель яхт, утроил свой портфель заказов – до 1,2 млрд евро к августу, по сравнению с годом ранее. Такой рост стал возможен благодаря клиентам из США, которые стимулировали спрос. 

Ещё несколько лет назад Forbes писал, что за последнее десятилетие количество семей с состоянием более €30 млн по всему миру выросло более, чем в 2,5 раза. При этом, количество сделок по продаже яхт увеличилось всего лишь на 10%. А доля затрат на яхтинг в структуре расходов состоятельных людей и вовсе сократилась почти на 65%.

По мнению издания, причин несколько. Первая — яхтостроение стремится стать элитарной сферой, которая не хочет предлагать продукты для более «простых» клиентов.

Ещё один фактор — это Азия. Азиатский рынок, по мнению Forbes, ещё не скоро примет яхтинг в его европейском или американском масштабе. Главным образом, из-за недостаточной инфраструктуры.

«Одновременно с этим, все больше людей предпочитают не покупать новую лодку, а заказывать в чартер уже существующую — вторичный флот велик и может удовлетворить самые разные вкусы. В итоге строить яхту для себя уже не так интересно», — отмечали Forbes.

Яхтостроение в Украине. Есть ли спрос?

В Украине яхтостроение остается нишевой сферой. Немалое количество частных верфей занимается постройкой судов на заказ, однако отследить их практически невозможно. Лишь малая часть построенных в Украине яхт регистрируется в нашей стране.

Ситуацию усложняют и непростые отношения бизнеса и государства. Так, в Европе яхтенные верфи работают в куда лучших условиях, чем украинские. Это связано с условиями кредитования, со сложностями импорта металла и оборудования, и многими другими проблемами.

Что говорят украинские судостроители?

Как обстоят дела с заказами яхт в Украине, USM рассказал директор яхтостроительной верфи «Флагман» Владимир Киреев. Он отметил, что производство яхт мало интересует жителей Украины:

«Что касается иностранцев — они часто удивляются нашим образцам продукции, но боятся связываться с нашей страной. Это связано с рисками во время инвестирования, в частности, из-за уровня коррупции. Есть пример, когда в судостроение в Украине инвестировали французы. Тогда в Житомире построили суда, и два из них мы помогали спускать на воду в Николаеве. Великолепные образчики были, но французам не удалось наладить производство из-за повышенного внимания со стороны налоговой и прочих служб. Всё потом распродали за копейки, а французы сказали, что больше Украину на яхтенной карте они не видят».

Справка. В 2009 году французский бизнесмен Жоэль Дюран организовал на промышленной площадке житомирского ОАО «Вибросепаратор» производство современных яхт VIP класса. 

По словам Киреева, в Украине строят как части яхт, так и полноценные, «готовые» варианты.

«Но украинских заказчиков больше, чем иностранных. Дело в том, что украинцы знакомы с работой отечественных верфей, поэтому доверяют им и заказывают», — отметил руководитель верфи.

Однако, как отметил Киреев, украинцам заказывать яхты менее выгодно, чем иностранцам. Дело в законодательной базе — иностранец, который будет заказывать у украинских верфей яхты по контракту, имеет право временного ввоза:

«Если ему нужно модернизировать яхту — он сам купит оборудование и детали, после чего отправит их к нам для установки. Иностранный заказчик не будет платить большую часть налогов и пошлин из-за временного ввоза».

А вот для украинских заказчиков оборудование нужно будет растаможить — детали для модернизации нужно импортировать, и это существенно дороже: «Большая часть оборудования для яхт не производится в Украине. Почти всё это — импорт. Мы может предоставить только работу, возможно, украинский металл и дерево, другие расходники. Но вот основные и необходимые системы нужно импортировать».

Киреев рассказал, что он «против постоянных попыток «улучшения» нашей отрасли со стороны правительства. Мы видим, к чему привели все действия по улучшению судостроения – отрасль фактически умерла. Власти не прислушиваются к бизнесу и принимают свои законы, которые только вредят в итоге. Например, закон о ВВТ».

Справка. Закон о внутреннем водном транспорте определяет правовые, экономические и организационные основы деятельности водного транспорта. Одним из положений Закона является либерализация рынка водных перевозок и разрешение допуска на внутренние водные пути Украины судов под иностранным флагом.

«Конечно, это не столько на судостроении яхт сказывается, сколько на постройке маленьких катеров, пассажирских судов и подобного. Но это конец малого судостроения. Зачем теперь заказывать постройку судов в Украине? Можно ведь ввезти в страну старое судно под флагом и разрешить ему работать. Эксплуатировать его попросту будет выгоднее, чем строить новое судно. Нигде в мире не пускают работать иностранные суда на свои внутренние воды, а в Украине всё сейчас откроют настежь — и мы ничего с этим не поделаем», — резюмировал Владимир Киреев. 

Как видим, яхтостроение в Украине сегодня переживает тяжелые времена, как и вся судостроительная отрасль страны. Украинцы не торопятся вкладывать в яхты, эта сфера у нас совсем не популярна. Зарубежные клиенты не готовы верить в безопасность своих финансов, и убедить их без помощи государства не выйдет.

Тем не менее, яхтенные верфи в нашей стране есть, и их немало. В следующих публикациях USM расскажет, кто заказывает яхты в Украине, сколько стоит такое “удовольствие”, и кто действительно может построить настоящую премиум-яхту.

Руслан Сорока.



Наш Telegram канал