Нужен ли Украине электронный коносамент?
Диджитализация судоходной отрасли не стоит на месте. Постепенно, благодаря прогрессу, судоходство заметно улучшается и становиться более безопасным и автоматизированным. Несмотря на это, на протяжении долгих лет открытым остается вопрос перехода отрасли к электронному коносаменту. По мотивам семинара Interlegal, USM пообщался с экспертами и рассказывает, какие трудности встречаются на пути к диджитализации документа и ускорит ли процесс развитие интеллектуальных технологий.
В Одессе 16 октября во время семинара “Логистика. Контейнерные перевозки. Вызовы”, который организовывали Interlegal, выступил Рашид Буда, управляющий директор Mediterranean Shipping Company Украина. Представляя на форуме большую контейнерную линию MSC, эксперт обратил внимание на один из важнейших документов судоходной отрасли – электронный коносамент.
“Если сравнить нашу отрасль с авиаперевозками, то стоит обратить внимание на важнейшее изменение в сфере авиации – ввод электронных билетов. Это был серьёзный шаг для цифровизации сферы. И в нашем бизнесе, я считаю, нужно двигаться в сторону электронного коносамента. Мы все ощутим изменения. Избавление от бумажного коносамента – именно та революция, которую мы давно ждали”, – сообщил Рашид Буда на семинаре Interlegal.
По словам руководителя, только на отказе от печати бумаг можно сэкономить 4 млрд долларов в год. Но некоторые игроки рынка, присутствующие на форуме, подвергли критике слова Рашида Буды. Разбираемся во мнениях и рассказываем, насколько реально сейчас сделать бумажный коносамент электронным.
Бумажный коносамент – атавизм?
Многие отраслевики считают бумажный коносамент пережитком прошлого. Правда, не все. Соучредитель Codeska Андрей Ландер говорит, что бумажный коносамент «настолько же атавизм, насколько, например, атавизмом могут являться машины с двигателем внутреннего сгорания»:
«Определённого рода аналогию можно провести и с коносаментом. На данный момент существует ряд решений, которые в той или иной степени позволяют работать с электронным документооборотом, издавать и подписывать коносаменты. P&I клубы пока что одобрили лишь 4 или 5 из них, а это означает, что любые другие использованные решения в случае возникновения каких-либо проблем не покрываются страховкой. Поэтому во многих случаях вопросы издания, подписи, передачи электронного коносамента до поры до времени являются определённого рода рисковой процедурой. Не всем хочется проверять, насколько на них распространяется страховое покрытие”.
Также далеко не все банки, страховые компании, торгово-промышленные палаты готовы на данный момент беспрепятственно работать с таким форматом документа, и ещё меньше поддерживают все 4 одобренных P&I формата. Обычно поддерживается одна или две системы, как например, Bolero и CargoDocs (хотя курс на улучшение ситуации уже заметен), и коносамент, изданный двумя другими системами, просто будет не воспринят.
По словам других экспертов, важно помнить три основных назначения коносамента – товарораспорядительный документ, товаротранспортная накладная и ценная бумага.
Так, есть три оригинала этого документа, которые на себе несут печать «original», так называемый “сэт коносамента”. В этот сэт входит определённое твердое количество коносаментов, которые несут на себе штамп нераспорядительного документа. Оригиналы документов ранее, в 90-х, передавались капитанской почтой. Также передавались и нераспорядительные копии.
“В середине 90-х, когда ZIM увеличили грузооборот, капитанская почта увеличивалась и стала огромной. Вместе с тем шагал и прогресс. ZIM и предложили передавать нераспорядительные коносаменты в электронном виде, не капитанской почтой. Тогда и согласовали передавать нераспорядительный коносамент, копии, электронным путем. А оригиналы начали посылать экспресс-почтой”, – рассказал USM учредитель «Порт Клиренс» (таможенно-брокерская и консалтинговая компания) Геннадий Лупу.
Также специалист добавил, что с появлением почтовой пересылки трёх оригиналов, появилась новая проблема – потери документов. По словам Геннадия Лупу, был случай, когда с документами пропадал целый почтовый микроавтобус. В таком случае, владелец груза вынужден доказывать право на сам груз, что является еще одной проблемой – контейнерная линия, например, может захотеть “подушки безопасности” и потребовать у грузовладельца гарантию от первоклассного банка. А оригиналы коносамента теряются довольно часто.
Существующие правила перевозки оговариваются международными конвенциями. И сейчас эти правила предполагают хождение между продавцом и покупателем только оригинального, “твёрдого” коносамента.
Андрей Ландер из Codeska считает, что основная сложность перехода к электронным коносаментам существует на этапе внедрения. DCSA (Digital Container Shipping Association), плотно работающая в этом направлении, оценила расходную часть контейнерных компаний в 8 миллиардов долларов в год по всему миру. К 2030 году они хотят перевести 50% рынка в безбумажный формат, но такой темп довольно сложно сохранить.
“С нашей стороны, чтобы облегчить работу с коносаментами, мы разработали проект BLOR (Bill of Lading Optical Recognition), который позволяет менеджерам контейнерных компаний не перебивать вручную данные со сканов и фотографий коносаментов, а сразу распознавать все необходимые им данные и заносить их в любую ERP систему в автоматическом режиме. Этот проект уже тестируется несколькими крупными экспедиторскими компаниями и мы приглашаем других участников рынка опробовать эту технологию. В будущем мы адаптируем нейросеть и для любых других шаблонных документов – вплоть до инвойсов и домашних коносаментов”, – рассказал Андрей Ландер.
Насколько безопасен электронный коносамент?
По словам специалистов, стопроцентную гарантию защиты от мошенников никто дать не может. Электронный коносамент минимизирует некоторые риски, по сравнению с бумажными, и это уже плюс. Однако не следует забывать, что любая система слаба настолько, насколько слаб человек, работающий с этой системой. Несмотря на пароли, цифровые подписи и другие меры защиты, от хакеров никто никогда не застрахован, да и человеческий фактор никто не отменял. Цепная реакция может не затронуть конкретный коносамент, но застопорить работу платформы, базы контейнерной линии, экспедитора или других участников перевозки.
Ускорит ли совершенствование блокчейна переход к электронному коносаменту?
Технология блокчейна является наиболее обсуждаемой и наиболее противоречивой в последнее время. Несмотря на то, что бум на блокчейн-проекты в мире уже проходит (большинство индустрий “наигрались” с технологией), в финансовом секторе и в транспортной отрасли, где он наиболее применим, всё ещё строят централизованные решения с помощью децентрализованной сети.
Так, в частности, Геннадий Лупу считает, что блокчейн ускорит переход отрасли к электронному коносаменту лишь отчасти.
“Какая главная проблема блокчейна? Там много участников, много платформ, но все они с не очень большим желанием делятся информацией и сферой ответственной. Также важно, насколько продвинуто в плане диджитализации само государство, а у нас перемены не всегда принимаются”, – рассказал USM специалист.
В то же время, многие уверены, что технология блокчейна позволит добавить прозрачности процессу перевозки, а, следовательно, улучшит все процессы цепочки поставок.
“Увы, блокчейн – не панацея, а смарт-контракты пока что не изменили мир, и тому есть ряд совершенно конкретных причин. Не последней причиной является спорность применения самой технологии в ряде кейсов. Есть пачка решений, часть из которых продаётся под видом блокчейна, которые могут закрыть задачу вполне обычным путём. Одним из таких вариантов является цифровая подпись, которую почти невозможно подделать”, – говорит соучредитель Codeska Андрей Ландер.
Для активных участников рынка, кто желает диджитализироваться и рассматривает блокчейн, Codeska предлагает рассмотреть использование альтернатив, например, цифровые подписи и распределённую базу данных. Если такие варианты подойдут, то смысла использовать блокчейн нет: он будет работать медленнее и требовать для тех же задач больше ресурсов. Кроме того, специалистов для разработки и интеграции базы данных найти гораздо проще, чем специалистов по блокчейну. Стоить они будут гораздо дешевле, а проверить результат работы и поддерживать систему будет проще.
Специалисты сходятся в том, что очень многие решения, которые закрываются блокчейном, де-факто можно закрыть стандартными решениями без потери качества. В частности, блокчейн не является тем инструментом, который непосредственно поможет ускорить внедрение электронного коносамента.
Вполне возможно, что, в результате многих лет работы, шиппинг откажется от блокчейна, но электронный коносамент – это будущее отрасли, к которому можно и нужно двигаться как можно быстрее. Главное – создать всемирный единый адаптированный стандарт, в этом сейчас и заключается одна из главных задач для этой технологии.
Руслан Сорока.