Коронавирус на судах: как Украина реагирует на ЧС

Коронавирус на судах: как Украина реагирует на ЧС


В этом году в разгар пандемии коронавируса в мире украинские порты уже зашли два морских судна, экипаж которых был заражен COVID-19. USM на примере этих двух случаев рассказывает, как организована противоэпидемическая защита в морских пунктах въезда в нашу страну. Как выявляют болезнь врачи-эпидемиологи, которые работают во всех морских портах Украины, и что ждет зараженных моряков после карантина?

В 2020 году пандемия коронавируса значительно повлияла на судоходную отрасль: страны ввели ограничения на судозаходы, были приняты эпидемиологические и карантинные меры в портах, а смена экипажей до сих пор остается под вопросом по всему миру. Во время этой необычной ситуации в Украину заходили два иностранных судна, на борту которых находились зараженные коронавирусом моряки. В целом, оба случая похожи между собой, не считая небольших отличий.

В целом, борьба с рисками попадания опасных инфекций в любую страну мира – не нова. Для регулирования ситуаций такого рода существует единый документ, который действует по всему миру. Называется документ “Международные медико-санитарные правила”, он был принят в 1927 году, последняя редакция – 2005 года. Это документ регламентирует недопуск любой угрозы для общественного здоровья в любую страну мира.

В нашей стране коронавирус отнесен к особо опасным инфекционным заболеваниям, которая имеет международное значение. То есть, в связи с пандемией действуют единые международные медико-санитарные правила, которые регламентируют порядок и объем противоэпидемических мер по недопущению завоза и распространения этой инфекции.

В частности, с начала пандемии, Государственная служба эпидемиологического надзора обязала всех  капитанов каждого морского судна представлять органу здравоохранения в порту перед заходом морскую Медико-санитарную декларацию и данные о признаках острого инфекционного заболевания. В том числе, “temperature list”, в котором указывается температура каждого члена экипажа за последние 3 суток. Капитаны судов, которые номинированы на погрузку в Украине, должны предоставлять этот лист агентам каждый день.

Работа агентов при обнаружение коронавируса на судне

Владимир Иванцов, директор по агентированию компании Stark Shipping, рассказал о работе агента при подобных происшествиях на примере судна SOPHIA (первого из двух случаев захода в Украину судна с зараженным экипажем):

“08 июля в 14:30 судно подходило к Черноморскому кругу и направлялось в порт Ольвия. Капитан, согласно международным требованиям и правилам в порту, связался с морским агентам за три часа до подхода и сообщил о наличии на борту 3 членов экипажа с признаками острого респираторного заболевания. У них поднялась температура и держалась на уровне 37,5 – 38 градусов. Агент, в свою очередь, передал эту информацию в санитарно-карантинный отдел в порту Николаев (СКО). В связи с  необходимостью лоцманской проводки судна до порта Ольвия, сообщение было отправлено и в лоцманскую службу.

Как рассказал Владимир Иванцов, после выхода на связь с постом регулирования движения судов (ПРДС), капитан доложил эту информацию лоцману-оператору. После переговоров было принято решение отказать судну в проводке по БДЛК, до тех пор, пока не будет произведен медосмотр членов экипажа на судне. Главный государственный санитарный врач на водном транспорте Николай Голубятников направил бригаду эпидемиологов на судно, которое остановилось на рейде порта Южный. Для проведения эпидемиологического расследования и оценки эпидбезопасности этого судна, он поручил СКО Южного доставить на борт экспресс-тесты на коронавирус.

Судно остановили на рейде порта Южного – в Николаев его брать отказались по неизвестным причинам, но АМПУ Южного подтвердили, что могут поставить судно на свой причал. Там же можно было выполнить ряд процедур: дезинфекцию, смену экипажа, и решить, что с ним делать дальше, ведь это было первое судно в Украине с коронавирусом на борту.

СКО доставили тесты, и во вторник, 14 июля, получили 10 положительных результатов.

“Нас выбрали агентами случайно – есть такой клуб взаимного страхования, который обеспечивает страхование судов, моряков и т.п. Их представитель сообщил, что у агента, который должен был работать с судном в Николаеве, нет представительства в Южном, и эту работу предложили нам. Мы подтвердили, взяли судно под агентирование именно в рамках чрезвычайной ситуации, чтобы поставить его в порт, заплатить причальный сбор. Как таковых, портовых сборов в данной ситуации нет. В целом, от нас требовалось координировать ситуацию. Со вторым судном (PATRA) выполнялись подобные действия, только мы уже изначально были protecting agent PATRA”, – добавил Владимир Иванцов.

Действия врачей-эпидемиологов

Николай Голубятников, главный государственный санитарный врач на водном транспорте, доктор медицинских наук, специально для USM рассказал, как работают врачи-эпидемиологи в таких случаях:

“В соответствии с технологической схемой работы порта, представители нашей структуры работают во всех портах Украины. Это врачи-эпидемиологи и помощники-дезинфекторы, а также лабораторные подразделения. Капитаны, действуя по требованиям Международных медико-санитарных правил и зная, что мы есть орган здравоохранения в порту, обязаны предоставлять данные об эпидемической безопасности судна. Мы работаем всегда, не только при пандемии коронавируса, и ведем деятельность по единым стандартам и технологиям, которые утверждены ВОЗ. Наша основная задача – не допустить занос любой карантинной инфекции, которая предоставляет угрозу для населения”, – поделился Николай Голубятников.

Заходя в порт, капитан должен отправить в адрес санитарно-карантинного отдела Морскую медико-санитарную декларацию, где он указывает необходимые сведенья о судозаходах. Она едина для всех стран мира, потому что является частью Международных медико-санитарных правил. Эта декларация содержит информацию о технических характеристиках судна, о наличии документов о эпидбезопасности, о наличии экипажа, данные о смене экипажа за последние 30 суток и о наличии больных на судне. Получая эту информацию, врач-эпидемиолог оценивает здоровье экипажа и принимает решение о предоставлении судну свободной практики в порту или же о дополнительной проверке (инспекции).

Комментируя ситуацию с судном SOPHIA, Николай Голубятников сообщил: «От капитана пришла информация, что у него на борту трое больных. Мы остановили судно на рейде порта Южного и запретили выход на борт двух лоцманов, которые должны были вести судно в Николаев. Два врача-эпидемиолога поднялись на судно и установили, что там не 3 больных, а 6 из 14 членов экипажа. Мы назначили по этому судну повторный медосмотр, но уже с участием бригады для тестирования на коронавирус. В течение суток лабораторные исследования материала показали, что из 14 членов экипажа уже 10 зараженных».

Николай Голубятников издал постановление о признание судна зараженным и о необходимости перевода его на карантинный причал в порту Южном. В условиях рейда невозможно качественно провести медосмотр больных, тем более, с коронавирусной инфекцией, тяжесть заболевания при которой может меняться ежечасно.

“Бригада врачей эпидемиологов поднялось на судно на следующий день совместно с мобильной бригадой, чтобы еще раз проверить состояние здоровья экипажа и выяснить риски ухудшения. Обнаружили, что состояние капитана резко ухудшилось, поэтому он был снят с судна и отправлен в больницу. Однако капитану стало еще хуже, и его перевели в частную клинику. У него диагностировали осложнения из-за коронавируса и, к сожалению, 9 августа он скончался. Четверо здоровых моряков после повторного обследования на носительство коронавируса были отправлены домой на Филиппины, а 9 заболевших были вылечены и через некоторое время также возвращены на родину.

По судну провели дезинфекционные мероприятия, обработали все жилые помещения, машинное отделение, все устройства, палубу – в целом, всё судно. Также провели комплексную деконтаминацию (процесс уничтожения микроорганизмов в целях обеспечения инфекционной безопасности) всех помещений судна. После чего на судно был допущен сменный экипаж прибыл сменный экипаж прибыл, отвел судно на выгрузку в порт Ольвия, а после отправился в сторону Стамбула., – рассказал врач.

Судно SOPHIA грузилось в Америке, заходило в Алжир, где произошел таможенный досмотр – на корабле искали наркотики. По словам Николая Голубятникова, таможенная служба работала без средств защиты, лоцман по реке в Америке также вёл судно без средств защиты в течение 8 часов. Отсутствоали сведения об оследовании на коронавирус методом ПЦР у всех членов экипажа до их прибытия на судна. То есть, был целый ряд факторов, когда экипаж мог заразиться коронавирусом и от берегового работников, и от членов экипажа.

“По судну PATRA была примерно такая же ситуация, но есть интересная деталь – капитан в декларации указал, что на судне больных нет, однако своему судовому агенту сообщил, что у шести человек температура и требуется медконсультация. Видимо, капитан пытался обойти санитарно-карантинный отдел. И только из-за того, что мы тесно сотрудничаем и хорошо инструктировали агентов, они нам сообщили, что по судну есть проблема.

При посещении судна, которое было остановлено на рейде, врачи-эпидемиологи подтвердили информацию: на судне было 6 моряков с температурой и симптомами острой респираторной инфекции. Было назначено допобследование на COVID-19; опасения подтвердились – у 13 человек (из 22 членов экипажа) выявили коронавирус. Судно признали зараженным и перевели на карантинный причал в порту Южный. Все 13 больных отправлены в клинику. Остальную часть команды обследовали на наличие антител с коронавирусом. У 6 человек были выявлены антитела. Мы отследили, кто и когда прибывал на судно, и выяснили, что частичная смена экипажа была проведена в порту Суэц. На судно прибыли члены экипажа (несколько граждан Филиппин и Греции) без предварительного обследования на коронавирус. Это при тех условиях, что на Филиппинах и в Греции высокий уровень заболеваемости. Скорее всего, эти члены экипажа и занесли коронавирус на судно”, – сообщил USM Николай Голубятников.

Подобно первому случаю, судно продезинфицировала спецбригада, после чего была произведена смена экипажа. Судно успешно загрузилось зерновыми и отбыло в своем направлении.

На примере двух случаев можно уверенно сказать, что украинская судоходная отрасль готова к подобным вызовам. В необычных ситуациях видно, что и агенты, и врачи-эпидемиологи полностью контролировали ситуацию благодаря квалификации и качественной подготовке сотрудников. Пандемия коронавируса не закончилась, но можно утверждать, что украинские специалисты готовы противодействовать распространению коронавируса в морской инфраструктуре Украины.



Наш Telegram канал