«Ноосфера» коррупции: кто приватизировал украинский ледокол

«Ноосфера» коррупции: кто приватизировал украинский ледокол


Первый выход научного ледокола «Ноосфера» в Антарктиду под украинским флагом запланирован уже на следующую неделю, ориентировочно – 20-23 января. 

Рейс мог начаться и раньше, но задержался. Формально, как сообщила пресс-служба Национального антарктического центра Украины (НАНЦ), из-за того, что в новогодние праздники произошла задержка с доставкой на ледокол грузов для новой смены полярников, которые должны отправится на «Ноосфере» на украинскую антарктическую станцию «Академик Вернадский». 

Но это объяснение НАНЦ – не более, чем отговорка. И подтверждение тому – объявление о тендере, размещенное как на сайте антарктического центра, так и в системе госзакупок Рrozorro. 

НАНЦ, согласно этому объявлению, готов заплатить 6 миллионов 258 тыс. долларов госбюджетных средств за некую «комплексную услугу по материально-техническому обеспечению Украинских антарктических экспедиций».  

Объявление это появилось вечером 6 января, когда люди уже начали отмечать Рождество, либо же просто занимались своими делами в преддверии длинных выходных. Возможно, по той же причине тендерный анонс ускользнул от прессы. Но он стоит того, чтоб обратить на него пристальное внимание. 

Для начала – вернемся в недалекое прошлое и вспомним, зачем Украина в лице НАНЦ покупала ледокол «Ноосфера». Напомним, он ранее принадлежал Великобритании и назывался James Clark Ross. За судно британцы просили 10 млн долларов, но потом согласились продать его за полцены. В итоге 5 млн долларов заплатили из госбюджета, и ледокол передали НАНЦ. 

Главный аргумент: экспедиции в Антарктиду приходилось доставлять на зафрахтованных иностранных судах, а это дорого и логистически сложно. Якобы сумму фрахта просчитать наперед (и найти способ уменьшить её) – почти невозможно. Своего же судна для антарктических экспедиций в Украине давно не было. 

«“Вилка” по фрахту судна – от 20-25 тысяч долларов за судно/сутки до 55 тысяч. А сколько потребуется судно/суток – год на год не приходится. Все зависит и от погодных условий, и от времени загрузки продуктов на борт. А мы платим», – рассказывал еще в 2019 году руководитель Национального антарктического научного центра (НАНЦ) Евгений Дикий.

Когда ледокол все же купили, возникла необходимость доставить его в Украину. Ставший уже “нашим” ледокол находился в Дании, и ему предстоял переход в новый порт приписки – Одессу. Вот тут и начинается интересное. 

Для работы на судне нужна была команда, которая могла бы перегнать его в Одессу. В Украине моряков – десятки тысяч, и, казалось, кадровый вопрос вообще не стоит. Но НАНЦ почему-то (с этим моментом разберемся отдельно) не нашел квалифицированных штурманов и механиков для этого рейса. 

В состав экипажа должны были входить 24 человека. Еще до покупки ледокола Украиной, их нанимала британская крюинговая компания «Seamariner». Однако после сделки она сообщила, что опытные моряки ледокола James Clark Ross уже работают на двух нанимателей. Некоторые перешли в команду ледокола Sir David Attenborough Британской антарктической службы, оставшиеся же работали на компанию Pech OU из Эстонии. В связи с этим, в НАНЦ сообщили, что именно эта эстонская компания – единственная, которая сможет обеспечить перегон судна в Одессу. С ней и был заключен соответствующий договор на сумму 1,33 млн долларов.

Из Дании ледокол вышел 18 сентября, и пришвартовался у одесского Морвокзала 5 октября 2021 года. То есть, рейс длился 18 дней. Делим указанную сумму на количество дней и понимаем, что перегон судна обходился бюджету в 73 888 долларов/день. Напомним, что ранее Евгений Дикий называл максимальную сумму фрахта иностранного судна для доставки полярников в Антарктиду – 55 тыс. долларов/сутки. То есть, «Ноосфера» даже на первоначальном этапе стала обходиться Украине дороже. Это с учетом того, что рейс из Дании проходил в обычных для судоходства условиях, а не в сложном антарктическом районе. 

Эстонский след 

Есть вопрос, который пока, похоже, риторический. Как так вышло, что часть моряков из британской команды оказались трудоустроенными в эстонской фирме? 

Pech OU, которая, по данным эстонских реестров, занимается “оптовой торговлей промежуточными продуктами” (надо понимать, что полуфабрикатами), с 2011 года зарегистрирована в Таллине, и неплохо крутится в торговле. 

Уполномоченными лицами в этой компании являются некие Владимир Цветцих и Наталья Зинкевич. Эти имена связаны еще с несколькими эстонскими компаниями, как действующими, так и ликвидированными. Но ни одна из них, судя по официальным данным, к судоходству, крюингу или судовому снабжению отношения не имеет. Но НАНЦ этот факт ничуть не смущает, и центр платит миллион долларов за доставку ледокола в Украину. Судно, конечно, доставили, но выбор подрядчика более чем странный. 

Доставить судно в Одессу – мало. Возникла необходимость подготовить его к рейсу в Антарктиду. И ледокол отправили на Ильичевский судоремонтный завод для техобслуживания. Каких-либо упоминаний о заключенном с заводом договоре ни на сайте НАНЦ, ни в системе Рrozorro отыскать не удалось. Но есть исчерпывающая информация о договоре со всей той же торговой фирмой из Эстонии. НАНЦ именно с ней договорился о подготовке «Ноосферы» к рейсу в Антарктиду. Цена вопроса – еще 1 млн 60 тыс. долларов. Соответствующий контракт – здесь

Он и предусматривает, что подрядчик выполнит техобслуживание ледокола в доках ИСРЗ. 

Часть суммы (865,65 тыс. долларов) пойдет на техобслуживание ледокола и подготовку экипажа, остальное – на дооснащение судна дополнительным, в том числе и научным, оборудованием. Первую часть контракта подрядчик обязался выполнить до 15 января 2022 года, вторую – дооснащение – до 10 марта 2022 года. То есть, уже после того, как «Ноосфера» отправится в рейс и, скорее всего, даже достигнет Антарктиды, путь к которой должен занять 5 – 6 недель. Как туда будут доставлять оборудование – в контракте не говорится. 

Теперь, что касается экипажа. “При англичанах” на ледоколе служили 24 человека. На ставшем уже украинским судне, согласно вышеупомянутому контракту, во время рейса будут работать работать 19 человек – офицеры и рядовой состав. Что касается тех самых профессионалов из эстонской торговой фирмы, то, по данным НАНЦ, это всего пять человек: старший, третий и четвертый механики, электромеханик и технический суперинтендант. Именно они должны обеспечить подготовку судна и всего будущего экипажа к предстоящему рейсу в Антарктиду. Нашлись бы такие специалисты в Украине без участия эстонской фирмы? Безусловно. Но их, похоже, изначально никто не искал. 

Кстати, в новом штатном расписании должность четвертого механика отсутствует, а технический суперинтендант – должность береговая и к плавсоставу не относится.

Таким образом, доставка «Ноосферы» из Дании в Украину, подготовка экипажа и самого судна к рейсу в Южный океан, а также дооснащение оборудованием уже обошлись бюджету (то есть, всем нам) в 2,39 млн долларов. Но это еще не все. 

В первый рейс 

Вполне возможно, что отсрочка выхода «Ноосферы» в Антарктиду связана не с задержкой доставки грузов из-за новогодних праздников. А с тем, что лишь 17 января НАНЦ планирует подписать договор с подрядчиком, который будет обеспечивать этот самый рейс. Казалось бы: есть экипаж, который обучают профессионалы из эстонской фирмы, есть подготовленное к рейсу судно, которое принадлежит НАНЦ… Грузите его продуктами, бункеруйте, и пусть отчаливает к далеким снежным берегам. Но понадобился подрядчик, которому предлагается заплатить, как отмечалось в самом начале статьи, 6,258 млн долларов. За что конкретно платят такие деньги, кому и почему? Сейчас разберемся. 

Итак, сразу обозначим: никого нового в схеме нет. Деньги получит все так же эстонская фирма. 

Альтернативы торговой компании из Таллина снова не нашлось, и в НАНЦ (вероятно, думая, что “пипл схавает”) объясняют это тем, что именно эстонская фирма набрала экипаж на ледокол из числа тех, кто ходил на нем ранее в составе британских экспедиций, а также доставлял судно из Дании в Одессу. А остальные, рядовые сотрудники, опыта такого не имеют. В связи с этим, именно именно Pech OU доверили организовывать рейс из Одессы на станцию «Академик Вернадский» в Антарктиду и обратно в Одессу. 

Предполагается, что контракт, который также предусматривает снабжение судна всем необходимым для рейса, будет действовать до 30 июня 2022 года, а предоплата составит 90% от упомянутой суммы в 6,258 млн долларов. 

Неслучайное совпадение 

Откуда же взялась эстонская фирма по торговле полуфабрикатами? И откуда такая привязанность к ней со стороны Национального антарктического научного центра? 

Pech OU появилась в поле зрения НАНЦ несколько лет назад, когда проводился тендер на доставку в Антарктиду очередной экспедиции. Тогда на него подавались четыре компании, заявки двух из них отклонили. Это Pech OU и украинское ООО “Интерпромфлот”, входящее в орбиту компании “Интеррыбфлот”, которая добывает рыбу около Антарктиды и выпускает консервы под торговой маркой “Аквамарин”. 

В обосновании тендерного комитета с отказом эстонской и украинской фирмам есть много интересного. В частности, “Интерпрофлот” предлагал доставить полярников в Антарктиду на траулере “Море Содружества”, на котором ловит криля в Южном океане. Траулер не подошел, да и сроки выполнения договора тендерному комитету показались сомнительными. А Pech OU заявила, что в 2015 году имела аналогичный опыт доставки полярников, и получила подряд (от кого именно, в протоколе не указано) на 500 тыс. долларов. Однако смогла подтвердить лишь доставку двух полярников за 5 тыс. долларов. К тому же, тендерный комитет отмечал, что эстонская фирма, которой руководит гражданка Украины Наталья Зинкевич – не профильная, а занимается оптовой торговлей. Тогда этот факт сильно напряг представителей НАНЦ. Но это было еще при старом руководстве научного центра. 

Две другие фирмы-участницы тоже были с сомнительной репутацией, договор с ними не заключили, и речь сейчас не о них. 

Директор НАНЦ Валерий Литвинов в свое время заявлял о лоббировании интересов “Интерпромфлота” со стороны руководства Минобразования (ему подчинен научный центр), о вмешательстве СБУ и представителей партии “Народный фронт”. 

Вскоре “Интерпромфлоту” удалось выиграть тендер НАНЦ, и он стал организатором доставки в Антарктиду новой, 22-й экспедиции украинских полярников. “Но выяснилось, что больше половины списка необходимых товаров не были закуплены, а доставку членов экспедиции произвели на пассажирском судне Ushuaia (аргентинское судно; на нем, впрочем, доставляли полярников и ранее). Его предлагала в тендере и другая компания, но на 12 млн гривен дешевле. Ей, конечно же, было отказано. Также «Интерпромфлот» использовал субподрядчика, о котором в тендерном предложении не было ни слова. По факту, «Интерпромфлот» самостоятельно закупил лишь авиабилеты на 1,3 млн гривен, а 90% от суммы перебросил на связанную компанию PECH OU (Эстония), что подтверждается ревизией Государственной аудиторской службой Украины. Уже для следующей экспедиции тендер был полностью прописан под «Интерпромфлот»”, – пишет сайт народного депутата Украины Александра Дубинского.  

Но это не единственная ниточка, которая связывает PECH OU, “Интерпромфлот” и “Интеррыбфлот”. 

В чем fish-ка 

В 2017 году СБУ расследовала уголовное дело о контрабанде рыбной продукции из оккупированного Крыма. И касалось оно компании “Интеррыфблот” (до 2014 года она вела бизнес в Крыму) и различных связанных с ней фирм. Сотрудники спецслужбы провели обыски в ООО “Таймфиш” и нашли в сейфе документы и печати целого ряда фирм. Среди них – печать… PECH OU и траулера “Море Содружества”. 

Киевская фирма “Таймфиш” принадлежит Андрею Чуклинову из Донецка, который до 2017 года возглавлял Управление аквакультуры, пользования и воспроизводства водных биоресурсов и международного сотрудничества Государственного агентства рыбного хозяйства Украины. Директором “Таймфиш” является Людмила Зайцева. Она руководит ООО “ИРФ-Флот”, которое записано на ООО “Дистрибуция-Центр”. Учредителями последнего является ООО “Интерфлот”, ООО “Море Содружества” и ООО “ЗНВКИФ” Траст Девелопмент”, в интересах которого действует ООО” КУА “Днепровский инвестор”, а конечными бенефициарами – Петр Свиридов и Григорий Луцай“, – пишет издание “Наші гроші”. 

Также Петр Свиридов и Григорий Луцай – конечные бенефициары ООО “Интеррыбфлот”, которое выпускает консервы “Аквамарин”, рыбу для которых ловит траулер “Море содружества”. Это единственное украинское судно, которое имеет право на вылов антарктических ресурсов. Мы постараемся отдельно изучить, как были получены эти квоты. 

Вернемся к траулеру и ледоколу. С назначением в феврале 2018 года на должность директора НАНЦ Евгений Дикого, “Интерпромфлот” начал получать подряды не только на обеспечение экспедиций, но и на исследование запасов криля в водах Антарктиды. То есть, компания за государственные деньги изучала запасы ресурсов, выловом которых занимается в коммерческих целях.

“Лирическое” отступление о Евгении Диком: он биолог, но к Антарктиде отношения не имел. Зато короткое время был помощником народного депутата Андрея Левуса, как раз от партии “Народный фронт”. Левус, кстати, в 2014 году несколько месяцев был еще и замглавы СБУ. Хотя, это ведь может быть чистым совпадением? 

Но не совпадение то, что “Интерпромфлот” на безальтернативной основе получал подряды от НАНЦ именно при Диком. В прошлый раз это было год назад. Компания должна была организовать экспедицию в Антарктиду и снова заняться изучением запасов криля. Причем опять с помощью своего траулера “Море Содружества”, но за государственные деньги. 

Осенью же у Украины появился свой ледокол. Ну, как свой. За государственные деньги его эксплуатирует структура, связанная с теми, кто зарабатывает деньги на Антарктиде. И явно не случайно PECH OU накануне передачи ледокола Украине заключила контракт с частью моряков с этого судна, и в дальнейшем получила безальтернативный контракт на его обслуживание. Учитывая, что «Ноосфера» не просто ледокол, а научное судно, то с помощью него тоже можно изучать рыбные запасы. А это ведь удобно – на одном судне ловишь рыбу и зарабатываешь, на втором – изучаешь ее запасы и планируешь промысел в будущем. И снова зарабатываешь, но уже за счет государства. То есть – всех нас. Теперь становится понятно, кому и зачем понадобился ледокол. А ведь так хотелось верить, что это действительно для науки, впервые в Украине безо всякого подвоха. 

Вместо постскриптума. Из выступления президента Украины Владимира Зеленского на Конгрессе местных и региональных властей (Одесса, 29 октября 2021 года): 

– Мы передаем ученым нашей антарктической станции “Академик Вернадский” ледокол James Clark Ross. Пока у него такое название. Но главное, что он был приобретен государством. Это впервые. Не считаю это подвигом, но новость действительно хорошая. Украина входит в престижные мировые клубы космических и антарктических государств. А сегодня Украина возвращается – или начинает возвращаться – в Мировой океан.

Лилия Писарчук