Терминал-призрак в Николаевском порту: «Авентин», которого нет
Перевалочные комплексы с новыми причалами, мощностью 3,75 млн тонн грузов в год – такой проект был заложен в Плане развития порта Николаева в 2018 году. Предприятие под названием «Авентин» обещало работать с экспортом зерна, шрота и масел, для чего вместе с АМПУ планировало создать операционную акваторию площадью 26,4 га.
Есть ли «свободные» грузопотоки?
За 2021 год (показатели 11 месяцев) операторы Николаевского морпорта обработали 2 млн 453 тыс тонн зерновых грузов, их которых 2,3 млн тонн ушли на экспорт. Масличных грузов обработали 11 млн 230 тыс тонн, из них на экспорт – 10,6 млн тонн.
Чтобы показать тенденции обработки этих грузов в порту Николаева, посмотрим их в динамике за последние 5 лет (2021 год – показатели за 11 месяцев). Данные АМПУ, тыс. тонн:
Зерно и масло в общей структуре грузообработки занимает 43% и 9% соответственно. И весь этот обьем распределен среди 12 портовых операторов, работающих в акватории Николаева. Львиную долю грузов, конечно, делят между собой COFCO и BUNGE, постоянно наращивая мощности.
Отметим, что порты Николаева обрабатывают примерно половину всего морского экспорта растительных масел Украины. Что касается зерна, то на Николаев приходится 25-30% экспорта страны морскими путями.
В то же время, авторы проекта «Авентин» считают, что 34% зерновых грузов «остаются не обработанными». Об этом говорится в презентации будущего комплекса.
Давайте посчитаем вместе. По данным Barva Invest, урожай зерновых в 2020 году составил 81,1 млн тонн. На экспорт ушло 53,5 млн тонн. В 2021 году (данные за 11 мес.) урожай превысил 105 млн тонн, из которых на экспорт отправили 54,2 млн тонн.
Иными словами, «свободный» остаток зерна есть. И, поскольку наше государство не видит необходимости в жестком квотировании, этот остаток вполне можно рассматривать как потенциальный экспортный груз. Другой вопрос – почему дельта такая большая. Есть ли в этом остатке то зерно, которое заинтересует покупателя? USM ранее весьма подробно разьяснял, почему экспорт украинского зерна «застрял» на нынешнем уровне. Детали можно найти здесь: «Экспорт зерна 2021/2022: кто и как определяет качество»
Тем не менее ООО «Авентин» обещает перевалку зерна на уровне 2,25 млн тонн, шрота – 750 тыс тонн, и растительных масел – еще 750 тыс тонн. Более того, инвестор планирует завести «свои» грузы, и не станет конкурировать за уже существующие грузопотоки.
Проект комплекса: что обещали?
Совместными силами ООО «Авентин» и АМПУ планировали создание операционной акватории и подходного канала к ней. Под операционную акваторию «заложили» 26,4 га, предусматривалось также доведение глубин акватории до 10,5 м.
В Плане развития порта Николаева (за 2018 год) «Авентин» подавал следующие направления:
– строительство причала №1 для перевалки зерна и шрота: создание причальной линии на 280 м, доведение глубин до 10,5 м;
– строительство причала №2 для перевалки растительных масел: создание причальной линии длиной 230 м, доведение глубин до 10,5 м;
– строительство специализированного морского перевалочного комплекса по экспорту зерна №1 – увеличение мощностей перевалки на 2,25 млн грузов в год;
– строительство специализированного перевалочного комплекса по экспорту шрота – увеличение мощностей для перевалки грузов на 750 тыс тонн в год;
– строительство специализированного перевалочного комплекса по экспорту растительного масла – увеличение мощностей по грузообработке на 750 тыс тонн в год.
В целом, проект комплекса по перевалке зерна выглядит следующим образом:
прием зерна с автотранспорта 1000 тонн/час
прием зерна железнодорожными вагонами 1000 тонн/час
зернохранилище (неизвестного типа и вместительности)
отгрузка зерна на морское судно 24000 тонн/сутки (35 тыс тонн при осадке в 10,5 м и 80 тыс тонн на рейде Очаков). Стартовую общую мощность перевалки зерновых заявляли на уровне 1,5 млн тонн в год.
Удался ли запуск?
Еще в 2018 году проект обещали реализовать за 18 месяцев. Его стоимость оценивали в $58,2 млн с периодом окупаемости 7,5 лет. В Плане развития порта «Авентин» значился как «среднесрочный» проект, то есть, реализуемый в течение 10 лет.
Что же имеем сегодня?
По факту, «Авентин» стартовал с покупки земли под терминал, на этой стадии проект находится по сей день.
Известно, что предприятие является владельцем двух участков под размещение и эксплуатацию зданий и строений дополнительных транспортных услуг и вспомогательных операций. Речь идет об участках под кадастровыми номерами 4810136300:07:001:0076 (2,2 га) и 4810136300:07:001:0014 (22,29 га).
Оба эти участка находятся в г. Николаев по ул. Проектной, 6 на побережье г. Южный Буг. Они ограничены с восточной стороны ПАО «Черноморский судостроительный завод», с юга – землями водного фонда, с востока – территорией филиала «Николаевский речной порт» ЧАО АСК «Укрречфлот».
Также ООО «Авентин» является арендатором земельного участка водного фонда (внутренние воды) площадью 29,4 га. Это часть акватории, примыкающей к указанным выше прибрежным земельным участкам.
По информации АМПУ, «Авентин» дальше стадии проектирования не пошел. Так, в отчете по выполнению Плана развития порта Николаева за декабрь-2021 указано:
Состояние реализации: «Технико-экономическое обоснование «Портовой перегрузочный комплекс морского транспорта «Авентин».
Для справки: технико-экономическое обоснование – это тот документ, который создается ДО начала проекта. В нем подается информация, выводящая целесообразность (или НЕцелесообразность) проекта в целом. Именно в ТЭО подсчитывается затратность, анализируется рынок, прогнозируются результаты. И именно на основании ТЭО инвестор принимает решение, давать ли старт проекту. То есть, «Авентин» даже близко не подошел к началу реализации проекта. Что же подавала компания в План развития порта? Откуда брались все показатели, как считалась экономика, и почему «проект-без-проекта» попал в официальную документацию государственного предприятия? Ответ станет очевиден, когда мы рассмотрим, кто же стоит за созданием ООО «Авентин».
Широко известные в узких кругах
Владельцем ООО «Авентин» значится компания «Верне Гранд Лимитед», зарегистрированная на Кипре. Размер взноса в уставный фонд – 25,5 млн гривен.
Также в юридическом лице в качестве участников/бенефициаров числятся некто Георгий Феодориди и Андрей Стефанишин (процент доли уставного капитала или процент права голоса 55,75% и 44,25% соответственно). Еще одним подписантом стала Людмила Зозуля.
Расскажем обо всех участниках «Авентина» по очереди.
Итак, Георгий Феодориди. В отрасли личность не новая. 54-летний грузин является директором учредителем ООО «Компания «Мар Шиппинг» (с 2000 года) и директором-учредителем ООО «Европейская транспортная компания» (с 2005 года). Кроме того, он – основатель и генеральный директор «Торгового Дома «Агромир» (с 2007 года).
«Мар Шиппинг» занимается, главным образом, морским агентированием судов и оказанием транспортно-логистических услуг в украинских черноморских портах. «Европейская транспортная компания» имеет схожий профиль деятельности. «Торговый дом «Агромир» специализируется на перевозке зерновых грузов. Все три компании зарегистрированы по одному и тому же адресу в Одессе.
Андрей Стефанишин – личность куда более интересная. В общей сложности, он является участником и/или руководителем более 20 предприятий. Так, он участвовал в деятельности 16 компаний в Киеве, еще 2 – в Николаеве, и по одной в Запорожье, Днепре и Харькове. Правда, семь из этих предприятий были доведены до банкротства.
Ранее СМИ связывали Андрея Стефанишина с беглым министром обороны Павлом Лебедевым, и в сеть неоднократно попадали скандальные публикации о разного рода аферах Стефанишина и Ко.
Стефанишин – специалист широкого профиля: связанные с ним компании предоставляют самые разные услуги практически во всех отраслях. Оптовая торговля древесиной и стройматериалами, аренда движимого и недвижимого имущества, перевозка грузов, торговля металлами, топливом и даже кондитерскими изделиями, финансовые услуги, медицинская практика, трастовые фонды и многие другое числится в КВЭДах фирм, где участвовал Стефанишин.
Любопытно, что он также стал руководителем компании, созданной в 2018 году самим ООО «Авентин» и кипрской «Верне Гранд Лимитед». Компанию назвали «Биартек», она соседствует с «Авентином» – он зарегистрирован в Николаеве по ул. Проектная, 6, а «Биартек» – по ул. Проектная, 4. Изначально руководила предприятием некая Лариса Германчук, ранее зарегистрированная в Николаеве как ФОП по консультированию по вопросам коммерческой деятельности и управления. В «Биартеке» она якобы занималась сдачей в аренду недвижимого имущества. Позже её на должности сменил Андрей Холошин. Сама же Германчук ушла в «Авентин» работать заместителем гендиректора.
Что же на пустыре сдаёт в аренду «Биартек» с уставным фондом в 8,4 млн гривен? Учитывая тот факт, что свидетельство плательщика НДС предприятия аннулировано, ответ становится очевиден. Про компанию известно лишь, что летом прошлого года она задолжала в местный бюджет 27 тыс. гривен, однако позже эту проблему решили.
По данным системы Youcontrol, «Биартек» связан с группой компаний семьи Лебедевых. Эту финансово-промышленную группу компаний возглавляет упомянутый выше Павел Лебедев. Участвуют в деятельности и другие Лебедевы – Алена Павловна и Юлия Павловна. Последняя числится одним из учредителей «Биартека», вместе со Стефанишиным.
Через ПАО “Закрытый недиверсифицированный венчурный корпоративный инвестиционный фонд “Стартап” Лебедевы, вероятно, предполагали финансировать «Биартек». Удалось ли освоить инвестиции (если они, конечно, были)? В последнем финансовом отчете «Биартека» указано, что предприятие не получало доходов, но зафиксировало расходы:
2019 год | 2020 год | |
другие операционные расходы | 460 тыс грн | 505 тыс грн |
другие расходы | 2 млн грн | – |
Итоговый чистый убыток | 2 млн 460 тыс грн | 505 тыс грн |
Отследить поступления и идентифицировать расходы «Биартека» не представляется возможным.
Но можно увидеть финансовое состояние «Авентина».
Так, в 2019 году «Авентин» задекларировал незавершенные капитальные инвестиции в сумме 25,4 млн гривен, за год эта сумма снизилась до 24,3 млн гривен.
По статье «прочие финансовые инвестиции» в 2019 и 2020 годах зафиксирована одинаковая сумма: 3,93 млн гривен.
Всего же в графе активов предприятие задекларировало в 2019 году 33,8 млн гривен, а в прошлом году – 32,7 млн гривен.
При этом, некоторые «операционные доходы» принесли предприятию 2,6 млн гривен в 2019 году, и 1,2 млн гривен в 2020 году. По аналогичной статье расходов «Авентин» в 2019 году указал сумму в 2,7 млн гривен, а вот в прошлом году пришлось израсходовать уже 7 млн гривен.
В общей сложности, в 2019 году компания отчиталась об убытке в сумме 1,3 млн гривен, а в 2020 году – уже о 6,6 млн гривен убытков.
Куда уходят деньги?
На сайте предприятия «Авентин» указан генподрядчик проекта – ООО «Строительная компания «Промбудсервис». Можно было предположить, что указанные выше расходы – как раз таки направляются на подготовительные работы. Несостыковка заключается в следующем: «Авентин» находится на стадии разработки ТЭО (по данным АМПУ). Кто именно разрабатывает ТЭО – не указано.
Чем же всё это время занимался генподрядчик? Ведь работа над проектом – официально, по крайней мере, – ведется как минимум с 2018 года. Более того, есть документы о судопроизводстве по начислению НДС: в течение двух лет (2016-2018) «Авентин» пытался вернуть НДС (внимание!), начисленный на приобретенные работы по разработке проекта указанного строительства у ООО «Строительная компания «Промбудсервис» по договору №07/11 от 05.11.2012 года. То есть, уже в 2012 году «Авентин» не только получил разработанный проект, но и заплатил за него, и даже хотел возместить налоги с этих расходов!
Не будем глубоко уходить в историю. Скажем только, что проект «Авентин» – не спящий и не замороженный. По факту, проекту уже не менее 10 лет. На деле же видим пустырь и многомилионные схемы.
В Стратегии развития морских портов Украины об этом проекте – ни слова. Смеем предположить, что николаевскому «Авентину» не суждено стать одним из холмов, на которых построили Рим. Отдадим же должное авторам названия, хоть их амбициям сбыться не суждено.
Лилия Писарчук.