Турецкие пленники: четверо украинских моряков задержаны за контрабанду наркотиков
В июле 2021 года в турецком порту Искендерун было задержано судно MSC CAPUCINE R швейцарской компании MSC. На борту судна, которое пришло из итальянского порта Валенсия, находилось 24 украинских моряка, а в одном из контейнеров — 176 кг героина. Экипаж заявил, что не знает, как наркотики оказались на борту: моряки были уверены, что перевозят только запчасти для автомобилей. На следующий день капитана судна и трех его помощников арестовала турецкая прокуратура. Их обвинили в контрабанде наркотиков. Остальные члены экипажа выступали в качестве свидетелей.
USM совместно с телеканалом ТРК «Украина» выяснил, как действовать морякам (и родственникам моряков) в случаях, когда их обвиняют в контрабанде, а угроза тюремного заключения становится все ближе.
«МИД с вами»
После того, как стало известно о инциденте, спикер МИД Украины Олег Николенко сообщил, что задержанным в Турции украинцам была предоставлена консульская помощь.
«Наши граждане обеспечены адвокатом и переводчиком, консулы поддерживают связь с их родными. Кроме того, украинское дипучреждение обратилось к турецкой стороне с запросом на получение доступа к материалам следствия и посещение украинских моряков», — сообщил Николаенко.
По данным журналиста ТРК «Украина» Анжелы Слободян, задержанные моряки утверждали, что не знали о том, что в одном из контейнеров находится героин. Адвокат на самом деле был привлечен к делу, но его к морякам направил не МИД Украины, а компания-судовладелец – MSC. Задержанные моряки провели в турецком СИЗО больше месяца, а трое из них даже успели переболеть Covid-19.
27 августа задержанным изменили меру пресечения на домашний арест. К слову, все финансовые издержки по оплате гостиницы и питания также покрывал судовладелец.
«Я требую консула»!
Согласно Уголовному кодексу Турции, если моряков признают виновными в контрабанде героина, то им грозит не менее 10 лет тюрьмы. Родные и близкие задержанных абсолютно уверены, что моряки действительно не знали, что перевозят на судне.
USM решил выяснить, на чьей же стороне закон в случаях, когда речь идет о контрабанде на судах в закрытых контейнерах. Ведь в таком случае моряки сами не подозревают, какой груз может оказаться на месте указанного. И как вести себя членам экипажа, если у них на судне обнаружили контрабанду?
Руководитель БО «Ассоль» Андрей Шевченко рассказал, как должны вести себя и какие действия могут предпринимать моряки, если на судне обнаружили запрещенный груз.
Существуют два варианта обнаружения запрещенных веществ на борту судна. Именно это определяет дальнейшие действия, которые должны предпринять члены экипажа. Первый вариант — это когда сами моряки нашли на своем судне запрещенный груз. В таком случае, они должны зафиксировать это в журнале действий. О находке сразу нужно сообщить капитану судна. Капитан должен поставить в известность государство флага судовладельца, а также порт, в который идет судно.
Если же запрещенные вещества были найдены непосредственно в порту, либо судно остановили для досмотра и груз обнаружили спецслужбы, моряки должны требовать, чтобы был вызван консул, а все следственные действия проводились в его присутствии. Также не стоит и забывать о переводчике, чтобы общение происходило на том языке, который понятен моряку. Если для членов экипажа непонятны документы, которые они подписывают, или заданные им вопросы, они имеют право ничего не подписывать и не отвечать на вопросы.
Родственники моряков в случае ареста своих близких должны также связаться с дипломатическими службами, поскольку только у МИДа есть широкая возможность поддержки. Еще одним необходимым пунктом является обращение в Профсоюз работников морского транспорта Украины (ПРМТУ). Обращение в другие службы производится по мере необходимости.
Читайте также: Спасите наши души: что делать, если ваш близкий пропал с судна
На чьей стороне закон?
Никто не может назвать человека преступником, пока вина не доказана в суде. Вопрос в том, как долго морякам придется ожидать оправдательного или обвинительного решения в суде, а главное — в каких условиях они будут ожидать приговора.
«Существует ряд международных конвенций и предписаний международных организаций, которые предусматривают защиту прав моряков работающих под флагом тех стран, которые ратифицировали соответствующие конвенции», — считает юрист и основатель компании Black Sea Law Company Евгений Сукачев.
Сейчас все расходы за проживание и питание в гостинице, во время нахождения задержанных под домашним арестом, оплачивает судовладелец — компания MSC.
Евгений Сукачев считает, что это абсолютно правильно, согласно кодексу Торгового мореплавания Украины:
«Безусловно, судовладелец должен оплачивать все дополнительные расходы, которые связаны с пребыванием моряков не только на судне, но и за его пределами на время рейса. Также судовладелец обязан оплатить им соответствующее медицинское сопровождение».
Еще один вопрос, который волнует моряков — это сохранение их заработной платы в случае, если их взяли под стражу и они не могут выполнять свои обязанности на судне. Ведь следствие может затянуться на долгие месяцы и даже годы, и кто может дать гарантию, что в таком случае судовладелец просто не откажется платить?
«Согласно стандартному трудовому договору, предусмотрены различные виды выплат заработной платы, например, базовая и бонусы за дополнительную работу. В случае, когда ребята находятся под домашним арестом, им, как минимум, обязаны выплатить базовую ставку, предусмотренную трудовым контрактом. Потому что фактически контракт не был завершен, они не вернулись домой, а контракт с ними не был расторгнут», — объясняет Евгений Сукачев.
Справка: Трудовой договор должен быть составлен, исходя из правил Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве.
В ожидании приговора
Несмотря на то, что с начала инцидента прошло уже почти четыре месяца, за это время ситуация с «турецкими пленными» почти не изменилась. Моряки все также находятся в отеле, а следствие все еще идет.
По словам супруги одного из задержанных, единственным позитивным вариантом исходом событий может стать закрытие дела из-за отсутствия доказательств. Такое решение может принять Верховный суд Турции, но только по истечении полугода.
Но тут есть «лазейки» не в пользу моряков. Если прокурор в суде скажет, что следствию нужно еще время, то судья его поддержит, а процесс может затянуться еще минимум на полгода.