Faina, пираты и война в Ливии: две детективные истории с одним судном

Faina, пираты и война в Ливии: две детективные истории с одним судном


Сегодня, 25 сентября – ровно 13 лет с тех пор, как началась одна из самых детективных историй в украинском судоходстве. 

25 сентября 2008 года сомалийские пираты напали на ролкер Faina и захватили его. 

Спущенное на воду в 1978 году в Швеции судно в то время ходило под флагом Белиза, принадлежало панамской фирме, но оператором его была компания из Одессы – Tomex Team. Фактическим же судовладельцем был гражданин Израиля. 

В 2008 году Faina вышла из украинского порта “Октябрьск” (ныне – “Ольвия”) в африканский порт Момбаса (Кения). Порт отправления в то время был специфическим, из него возили вооружение. И груз у судна был не совсем обычный, как для автомобилевоза. На борт погрузили более 30 танков Т-72, гранатометы и зенитные установки. Никакой военизированной охраны морякам при этом не дали. 

Курс проложили вне территориальных вод Сомали, которое славилось в то время пиратскими атаками. Судно шло в тех местах, где разбойные нападения ранее не фиксировались. Однако 25 сентября 2008 года Faina все же подверглась атаке. 

Экипаж судна на тот момент состоял из 21 человека: 17 из них – граждане Украины, трое граждан России и один гражданин Латвии. Капитан судна, гражданин России Владимир Колобков, скончался от сердечного приступа вскоре после захвата судна. Его тело находилось на борту вплоть до освобождения ролкера и моряков из плена. 

Инфографика РИА Новости, 2008 год

Случайность или не совпадение? 

Есть разные версии захвата судна. Моряки, которые оказались в плену, говорили, что пираты не знали, что за груз попадет в их руки в случае успешной атаки. Эксперт по расследованию морских катастроф россиянин Михаил Войтенко, который сыграл немаловажную роль в операции по освобождению заложников, заявлял, что выбор цели случайным не был. Косвенным подтверждением его версии может быть тот факт, что военный груз отправили без охраны. 

Плюс ко всему, ходили разговоры, что танки шли не в Кению, а боевикам в Судан, куда доставка вооружения легально была невозможной из-за международных санкций. 

Российские СМИ тогда писали даже, что вскоре после отхода судна из Украины пиратам об этом сообщил некий мужчина, который звонил с украинской территории, но с номера грузинского оператора мобильной связи. Однако официального подтверждения у этой конспирологической версии нет. 

Сами моряки придерживаются версии о случайности выбора пиратами своей жертвы. Уже после освобождения из плена и.о. капитана Виктор Никольский (тоже россиянин, возглавил экипаж после смерти капитана Колобкова) в эфире радиостанции “Эхо Петербурга” говорил: “Судя по всему, они не знали, что за судно. Бродят мнения, что на “Фаину” навели, что “Фаину” ждали. Hо если бы пираты знали о характере груза, то вряд ли они применили при захвате такое сильное оружие, как РПГ (реактивный противотанковый гранатомет)”. 

Никольский рассказал, как перед самым захватом заметил две приближающиеся к судну шлюпки, и маневром попытался уйти от них.

“Они два раза выстрелили из РПГ, один выстрел был неудачным, а второй попал в носовую часть судна. У нас было около 10 тыс. ящиков со снарядами. И если бы это все сдетонировало – вряд ли мы бы здесь сидели”, – сказал моряк.  

Однако версию о Судане он косвенно подтвердил. 

“Первые дни (после захвата судна – ред.) я общался на русском языке с судовладельцем, он обещал, что через 3-4 дня все будет решено, и мы пойдем дальше. Через неделю пираты спросили, почему в документах указан порт выгрузки Момбаса, в то время как груз предназначен Судану. Hикто даже не знал, кто владелец груза”, – рассказал Hикольский.

Нечеловеческие условия и конец приключениям 

Широкую огласку инцидент с “Фаиной” получил не сразу. Но привлечь внимание к происшествию удалось благодаря все тому же Михаилу Войтенко, который сумел донести информацию различным СМИ. Он же стал официальным представителем судовладельца в переговорах с пиратами, которые требовали большой выкуп за судно, груз и моряков. Участвовала в процессе и Служба внешней разведки Украины, а дело лично контролировал бывший на тот момент президентом Украины Виктор Ющенко. 

В самой Украине на этой истории пиарились политики всех мастей, а одна из партий даже объявила о сборе средств на выкуп за моряков. Что, похоже, придало пиратам уверенности в возможности получения денег. 

В МИД Украины заявляли, что выкуп пиратам передадут в декабре 2008 года, а моряков освободят в канун нового, 2009 года. Обещаниям не дано было сбыться. 

И лишь 30 января 2009 года мир услышал самих пленных моряков. На одном из телеканалов Украины капитан Никольский вышел в прямой эфир. Он сообщил, что вода на судне кончается, начинают пить техническую воду. 17 моряков содержат в каюте, площадь которой – не более 12 кв м, а температура – 46 градусов по Цельсию. Сам Никольский и старший механик живут на мостике. Моряки находятся в разном психологическом состоянии — кто-то держится, кто-то срывается. Очень много сидят, что также сказывается и на здоровье, и на психике. На судне главный среди пиратов – некий Мухамед. 

Тогда в умах обывателей возникал вопрос: а почему бы не отправить на захваченное судно спецназ, перестрелять всех пиратов, как в голливудском боевике, и вернуть пленных мужчин их семьям? Дело в том, что украинский спецназ на тот момент не имел опыта подобных операций, соответствующей подготовки (действия на судах отрабатывались лишь в Черном море), экипировки. В общем, вариант силового освобождения оценивался украинской стороной в 22 млн долларов. Сами же пираты изначально просили за судно астрономические 35 млн долларов, но вскоре снизили «тариф» до 5 млн. 

Впрочем, без вмешательства военных не обошлось. Силовую операцию грозились провести НАТО, а отогнать захваченное судно в какую-нибудь тихую пиратскую гавань в Сомали не дал американский эсминец «Howard». После этого ролкер окружили корабли НАТО и российский фрегат “Неустрашимый”, которые все это время держали судно в поле зрения. 

История завершилась лишь в начале февраля 2009 года, когда судовладелец заплатил пиратам 3,2 млн долларов выкупа и моряки вернулись каждый на свою родину. 

Однако до сих пор достоверно неизвестно, кому же на самом деле везла оружие Faina, было ли нападение заказным, почему морякам не дали охрану и сколько на всем этот заработал государственный “Укрспецэкспорт”, который отправлял танки в Африку. 

Впрочем, пиратская история была не последней, в которой «засветилась» Faina. И для украинских моряков тоже. 

Кстати, в мае 2009 года сомалийские пираты захватили сухогруз Ariana с украинским экипажем. Он пробыл в плену полгода, но это уже тема для отдельной статьи. 

Снова Африка 

Следующая история также произошла в Африке, в охваченной на тот момент междоусобными войнами Ливии. 

Там, в середине июля в порту Бенгази вооруженные люди задержали грузовое судно Еtel, экипаж которого состоял из 19 украинских моряков. Тогда всплыла такая история: из Иордании в Ливию направлялось судно с более чем 600 легковыми автомобилями на борту. Это и была Faina. Но зашла она почему-то не североафриканский порт, а прямиком в Ильичевск (сейчас – Черноморск). В отместку за это ливийцы и захватили первое попавшиеся судно с украинским экипажем. Моряков отпустили лишь после того, как украинский суд вынес решение, согласно которому автомобили должны вернуть ливийцам, и их уже на другом судне отправили по адресу.  Компания из Одессы, которая управляла судном Faina, тогда закрылась, а капитана объявили в розыск.

Faina же сейчас в рейсы уже не ходит. По данным сервиса Мarinetraffic – судно списано или утеряно. В начале 2014 года СМИ сообщали, что Faina бесследно исчезла из Николаевского порта.

Евгений Белый



Наш Telegram канал