Взрыв в Бейруте: предполагаемый владелец опасного груза — украинец
Расследование OCCRP (Центр по исследованию коррупции и организованной преступности) показало, что груз аммиачной селитры, взорвавшейся в порту Бейрута, принадлежит сети, которая занимается торговлей химикатами.
Управляют сетью граждане Украины — они скрыли свою деятельность за подставными фирмами и доверенными лицами, сообщается на сайте OCCRP.
Сразу после взрыва в Бейруте журналисты выяснили, что в 2013 году бездействующая зарегистрированная в Лондоне компания Savaro Ltd зафрахтовала партию химикатов весом 2750 тонн, чтобы отправить ее из Грузии на завод по производству взрывчатых веществ в Мозамбике.
Вместо этого судно Rhosus, перевозившее груз, задержали в Бейруте из-за неуплаченных судовладельцем долгов и технических неисправностей. Селитра находилась на складе в порту до 4 августа 2020 года — в тот день груз взорвался, в результате чего погибли более 200 человек, и более 300 тыс. остались без жилья.
Читайте также: Взрыв в порту Бейрута: год спустя
Выяснить, кому принадлежит Savaro Ltd, оказалось непросто, поскольку настоящие акционеры компании скрываются за офшорными номинальными директорами и акционерами.
Изначально под подозрением оказался украинский бизнесмен Владимир Вербоноль, владелец одноименной компании в городе Днепр. Но тот отрицал свою причастность к грузу.
Проведя расследование, OCCRP подтвердили, что Savaro Ltd принадлежит Вербонолю. После исследования документов оказалось, что компания была частью более крупной сети по торговле аммиачной селитрой.
Сеть компаний в Днепре принадлежит и управляется бизнесменами, включая Вербоноля и его тестя, Николая Алисеенко. Последний замаскировал свою деятельность минимум за шестью подставными компаниями.
Удобрения и химикаты продавали в африканские страны с 2000-х годов, если не раньше. В 2013 году сеть отправила в Мозамбик, предполагаемый пункт назначения Rhosus, еще три партии аммиачной селитры.
В прошлом месяце юристы в Великобритании подали в суд на Savaro Ltd от имени жертв взрыва и Коллегии адвокатов Бейрута, утверждая, что компания несет значительную ответственность за катастрофу.
Как объясняют в Black Sea Law Company, право собственности на груз переходит от грузоотправителя к грузополучателю в зависимости от выбранных условий поставки. При перевозке грузов морем применяются такие условия поставки по правилам Инкотермс: FAS (Free Alongside Ship), FOB (Free On Board), CFR (Cost and Freight), CIF (Cost Insurance and Freight).
Например условия поставки FOB (англ. Free On Board — франко борт, буквально — бесплатно на борт судна) продавец выполняет поставку, когда товар перешел через поручни судна в названном порту отгрузки. Это означает, что с этого момента все расходы и риски потери или повреждения товара должен нести покупатель.
Из опубликованных материалов расследования взрыва в порту Бейрута следует, что к поставке данного груза аммиачной селитры применялись условия FOB, а потому внимание сосредоточено на компании грузополучателя. Однако, расследование данного инцидента и доказательства виновности компаний, причастных к перевозке опасного груза, подлежат комплексному исследованию.