Что этим летом происходило с нефтью?

Что этим летом происходило с нефтью?


Завтра, 1 сентября, состоится заседание стран-участниц ОПЕК+. От нового заседания зависит, останется ли добыча нефти на прежнем уровне или пойдет на снижение. И, конечно же, это коснется танкерного флота.

USM рассказывает, что происходило на нефтяном рынке жарким летом 2021-го.

Июнь

В июне майский “вялый рост” цен на нефть сменился мощным ралли. Цена нефти марки Brent за июнь взлетела на 5,9% до $74,53 за баррель, достигнув ценовых максимумов 2018 года и чуть-чуть не успев закрепиться выше $75. А цена техасской WTI в июне выросла на 7,9%, подорожав до $73,16 за баррель. 

Встреча министров стран-участниц соглашения ОПЕК+, назначенная на 1 июля, не состоялась. Объединённые Арабские Эмираты отказались голосовать за предложение увеличить добычу нефти, если не будет принято их альтернативное предложение. ОАЭ предлагали наращивать добычу нефти лишь при условии отказа от продления сделки ОПЕК+ после апреля 2022 года. 

Тогда же в министерстве энергетики ОАЭ посчитали, что риск увеличения экспорта нефти Ираном (на 2 млн б/с) достаточно высок. В связи с этим значительное увеличение добычи участниками альянса может привести как к потере долей рынка другими участниками ОПЕК и ОПЕК+, так и к новому обвалу цен. Мнение ОАЭ поддержали Ирак и Мексика.

Появилось и другое мнение: 29 июня, на плановом заседании технического комитета ОПЕК+, обнародовали прогноз о возможном дефиците нефти в 2021 году в 1,1 млн б/с. ОАЭ и некоторые участники альянса проигнорировали этот прогноз и министерская встреча ОПЕК+ была отложена.

Ряд СМИ отмечает, что на срыв встречи стран ОПЕК+ повлияло заявление представителей администрации президента США о том, что США не допустят резкого повышения цен на нефть.

«Такие заявления из Белого дома недвусмысленно намекают на то, что на ОАЭ, Ирак и, возможно, на некоторых других участников альянса ОПЕК+, могло быть оказано политическое давление», – писали в июне СМИ.

Объективных предпосылок для разногласий в ОПЕК+ не было: например, в мае участники альянса выполнили план по добыче нефти на 125%. 

На рост цен на нефть в июне, как сообщалось в ежемесячном докладе ОПЕК, способствовало падение запасов нефти и нефтепродуктов в странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) ниже среднего уровня за пять лет; а также новости о закрытии проекта строительства нефтепровода Keystone XL из Канады в США.

Аналитики по разному отнеслись к срыву встречи участников ОПЕК+. Некоторые предполагали, что к началу сентября нефть Brent может подорожать до $80 за баррель, если ОПЕК+ так и не договорится об увеличении добычи. Другие аналитики подсчитали, что к 2022 году Brent подорожает до $100 за баррель из-за сокращений инвестиций в добычу нефти и одновременного роста спроса на нефть.

«Мы полагаем, что движение цены нефти Brent к $100 более вероятно, чем движение обратно к $40 за баррель. На наш взгляд, причины связаны не только с фундаментальными факторами, но и с позицией ОАЭ. Им, вероятно, надоело в рамках ОПЕК и ОПЕК+ постоянно пребывать «в тени» Саудовской Аравии, сокращать добычу, а значит, и бюджетные доходы», – поделились аналитики Bank of America.

Еще один из июньских «хайлайтов» – в США суд отменил запрет президента Джо Байдена на геологоразведку новых участков. Кроме того, минэнергетики США в июне повысило прогноз по добыче нефти в стране в 2021 году на 20 тыс. б/с до 11,1 млн б/с. А отмена США в июне санкций против некоторых влиятельных чиновников министерства нефти Ирана, стала фактором, немного сдерживающим рост нефтяного рынка.

В целом, в июне аналитики прогнозировали, что Brent подорожает до $100 аж к 2023 году. 

Июль

В июле рост цен на нефть приостановился. Последовало неуверенное падение. Цена Brent за июль упала всего на 0,53% до $74,9 за баррель, хотя в течение месяца не раз поднималась выше $75. Цена техасской WTI за июль снизилась чуть значительнее, на 1,5%, до $73,28 за баррель.

В июле встреча стран-участниц ОПЕК+ должна была состояться в первый день месяца, откладывалась на несколько дней, и в итоге не состоялась. Объединённые Арабские Эмираты потребовали для себя особых условий для себя, угрожая проголосовать против продления соглашения после апреля 2022 года. 

Однако перерыв во встречах ОПЕК+ долго не продлился. После переговоров России и Саудовской Аравии с несогласными странами-участницами альянса встреча все же состоялась 18 июля.

В итоге страны ОПЕК+ приняли решение об увеличении с 1 августа и до конца года добычи нефти на 400 тыс. баррелей в день ежемесячно. На заседании 18 июля также приняли единогласное решение продлить сделку ОПЕК+ до конца 2022 года.

Сделка состоялась из-за того, что альянс пошёл на уступки некоторым участникам – ОАЭ, Ираку, Кувейту, а также России и Саудовской Аравии, смягчив для этих стран квоты на сокращение добычи нефти. ОПЕК+ повысил квоту на добычу нефти для ОАЭ с нынешних 3,18 до 3,5 млн б/с. Для России и Саудовской Аравии квоты были увеличены с 11 до 11,5 млн б/с, а для Ирака – с 4,65 до 4,8 млн б/с.

Уже с 1 августа ОПЕК+ начал ежемесячное увеличение добычи нефти на 400 тыс. б/с, что к концу года способствует возвращению на рынок 2 млн баррелей нефти в день. Ожидается, что к осени добыча нефти возрастет уже на 5,8 млн б/с, вернувшись к докризисному уровню.

Рынок новые договорённости ОПЕК+ воспринял неоднозначно. Цена марки Brent после достижения договоренностей в понедельник, 19 июля, рухнула сразу на 6,2%, опустившись ниже знакового уровня в $70 за баррель. Правда, потом цена быстро восстановилась, но после 19 июля перешагнуть отметку за Brent $75 за баррель так и не удалось.

Также в июле глобальные нефтяные корпорации опубликовали отчеты за 2 квартал и 1 полугодие 2021 года. Практически все гиганты показали очень сильные результаты. Средняя цена нефти Brent во 2 квартале составила $69,5 за баррель, а средняя цена техасской марки WTI повысилась до $67,2 за баррель.

Август

Страны ОПЕК+ в конце июля приняли решение наращивать добычу с августа на 400 тыс. б/с каждый месяц. При этом они договорились ежемесячно проводить консультации для оценки ситуации на рынке и целесообразности наращивания производства.

Правда, новый месяц – новые изменения. Решение об увеличении добычи, согласованное в июле странами ОПЕК+, может быть пересмотрено на заседании 1 сентября. Об этом рассказал министр нефти Кувейта Мохаммад Абдулатиф аль-Фарес.

По данным на 31 августа, стоимость октябрьских фьючерсов на нефть Brent составляет $72,87 за баррель, что на 0,74% ниже цены на закрытие предыдущей сессии. В целом, в течении августа цены на нефть снижались.

Цены на нефть марки Brent

За август произошло как минимум еще два важных события. Первое из них – распространение нового штамма коронавируса в Китае.

Данные из Китая показывают, что распространение нового штамма COVID-19 и введенные для его сдерживания карантинные меры ограничили деловую активность в промышленном секторе. За последний месяц нефть опустилась почти на десять долларов по сравнению с июльскими максимумами. Многие считают, что ситуацию усугубляет Китай, который ввел ограничение на железнодорожные и авиаперевозки, а в Австралии, Японии и США не так давно побиты рекорды по заражению новым штаммом коронавируса.

Кроме того, издание Financial Times отмечает, что укрепление доллара сделало нефть дороже для компаний, ведущих расчеты в других валютах. Вместе с тем издание считает, что объективных причин для ослабления нефти немного, а опасность выглядит преувеличенной, так как реально влияет на ситуацию политика ОПЕК+.

И под конец августа случилась еще одна встряска для нефтяного рынка: ураган Ида. Нефтяные компании из-за урагана почти полностью остановили работу в Мексиканском заливе. Котировки растут из-за новостей о последствиях урагана «Ида».

Отметим, из-за урагана работу прекратили почти 90% нефтедобывающих мощностей США, расположенных в Мексиканском заливе. В результате добыча сократилась на 1,65 млн баррелей в сутки.

Сезон ураганов в Атлантике длится с 1 июня до 30 ноября и традиционно затрагивает производственные мощности нефтяных компаний США. Ураган «Ида» достиг побережья США в воскресенье, 29 августа. К тому моменту он усилился до четвертой категории из пяти возможных, тем самым став одним из сильнейших в истории, а это всегда отражается на нефти. 

Также стоит добавить сюда нервную обстановку из-за предстоящей встречи ОПЕК+ и слухи о приостановке наращивания производства.

Как обстояли дела с логистикой?

Последний месяц морские перевозки нефти и газа находятся под пристальным наблюдением. Все началось 29 июля, когда танкер под либерийским флагом Mercer Street подвергся нападению в Аравийском море. 

Компания-оператор судна Zodiac Maritime принадлежит израильскому предпринимателю Эялю Оферу. В результате инцидента погибли два члена экипажа — гражданин Румынии и гражданин Великобритании.

Далее, 3 августа, Организация по координации морских торговых перевозок (UKMTO) проинформировала, что на борт судна Asphalt Princess, шедшего под флагом Панамы из эмиратского города Хаур-Факкан в порт Сухар в Омане, забралась группа из восьми-девяти вооруженных человек. Танкер изменил маршрут и направился в сторону Ирана. 

Экипаж танкера вовремя сумел заблокировать двигатели, а захватчикам пришлось отступить при приближении военных кораблей США и Омана. Практически одновременно с этим капитаны танкеров Golden Brilliant, Queen Ematha, Jag Pooja и Abyss в этом же регионе объявили о потере контроля над судами. 

После этих инцидентов пошли жесткие политические заявления – например, страны G7 во всем обвинили Иран. Начальник штаба обороны Великобритании генерал Николас Картер сообщил, что Великобритания и страны Запада должны будут применить меры по сдерживанию Тегерана после нападения на танкер Mercer Street в Аравийском море. Министр обороны Израиля Бени Ганц предупредил, что его страна готова вести военные действия против Ирана. 

Следом Тегеран выступил с заявлением о том, что мировое сообщество о попытках искусственно спровоцировать инциденты в Персидском заливе. Командующий ВМС Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Алиреза Тангсири подчеркнул, что КСИР обеспечивает тотальную безопасность на морских границах региона Персидского залива и Ормузского пролива. Но на мирном обсуждении в ООН ситуация не остановилась.

В середине августа портал Israel Defense сообщил, что спецназ британской армии прибыл в Йемен. Ведомство планировало разыскивать боевиков, которые якобы использовали боевые дроны для атаки на танкер Mercer Street.

Также 12 августа стало известно о взрыве на танкере Wisdom, проходившем техническое обслуживание в сирийском порту Латакии. 15 августа на севере Ливана на борту танкера-газовоза взорвался топливный резервуар, где находилось 60 тысяч литров мазута. По данным Agence France-Presse, погибли как минимум 28 человек.

Стоит отметить, что резкий рост цен на перевозку грузов Азия-Европа не сильно повлиял на танкеры. В середине августа тарифы фрахта танкеров на основном маршруте из Ближнего Востока в Азию упали до самого низкого уровня с марта. Международное энергетическое агентство отмечает, что это произошло из-за снижения объемов перевозок нефти в сочетании с ростом затрат на судовое топливо. 

Отдельно стоит отметить низкую ставку фрахта танкеров. В то время, как другие секторы судоходства наслаждаются сверхприбылями, владельцы танкеров продолжают терпеть месяцы мизерных ставок и накопления убытков.

В середине августа бельгийский владелец танкеров Euronav опубликовали новый отчет. Согласно нему, цены на активы стали более устойчивыми, при этом цены на VLCC и Suezmax выросли на 9% только во втором квартале. 

С другой стороны, цены на сталь достигли самого высокого уровня с августа 2008 года, что стало одним из факторов, подтолкнувших к тому, что, например, в Бангладеш ставки утилизации превысили 600 долларов за тонну, и все больше танкеров направляется на слом. По заявлению компании, в этом году на переработку было продано девять VLCC, что более чем вдвое превышает показатель 2020 года.

Также в отчете судовладельцы отметили, что 9% парка VLCC теперь старше 20 лет. По мере ужесточения правил выбросов и вступления в силу новых мер по сокращению выбросов углерода, в ближайшие месяцы, вероятно, будет происходить дальнейшая утилизация танкеров.

Есть и позитивное мнение: добыча нефти постепенно возвращается на «доковидный» уровень. А это важный фактор в стимулировании спроса на танкеры за счет более стабильного импорта и экспорта сырой нефти. Еще из положительного для владельцев танкеров – поэтапное увеличение добычи ОПЕК+ до конца года, что, вероятно, приведет к дополнительным поставкам нефти на два миллиона баррелей в день. Это может создать спрос на 60 VLCC. Между тем, спрос на сырую нефть, вероятно, вырастет до конца года, поскольку из-за ограничений Covid-19 выйдет все больше стран.

Руслан Сорока

Источники: Reuters, Euronav, Agence France-Presse, Financial Times, Enkorr, USM,  Нефть и Капитал, НАНС.