Забытый порт Хорлы: от создания и расцвета до современности и упадка

Забытый порт Хорлы: от создания и расцвета до современности и упадка


Порт (сейчас – морской торговый пункт) Хорлы расположен на берегу Каркинитского залива Черного моря в Херсонской области. Когда-то этот маленький порт успешно развивался и даже процветал, наращивал обороты, однако сейчас портовый пункт заброшен и простаивает без дела. А в Администрации морских портов Украины считают, что его возрождение экономически не выгодно для государства. USM подготовил материал об истории создания и развития порта и о современной ситуации в нем.

С чего все начиналось

В 1890 году помещица София Фальц-Фейн осталась вдовой, и ей по наследству перешла большая аграрная империя. Речь о Херсонской области на Юге Украины.

Баронесса приняла решение вывозить произведенную в своих имениях (Днепровский уезд Херсонской губернии) продукцию с помощью судов собственного пароходства через приватный незамерзающий морской порт. Для этой цели подошла бухта в Каркинитском заливе, морскую воду в которой подогревал горячий природный источник.

Так, в 1897 году на берегу бухты София Фальц-Фейн основала село Порт-Хорлы, а затем начала строить и суда для собственного пароходства, которое носило название в честь хозяйки – «София». Его агентство находилось на Военном молу в Одессе, в его южной части (место №4) швартовались суда Софии Фальц-Фейн.

Вслед за портом, в Хорлах появились таможня и судоремонтный док. Проект потребовал вложений на крупную сумму, однако почти сразу окупился и принес солидную прибыль.

София Фальц-Фейн

Уже в 1903 году в Порт-Хорлах завершили строительство порта, мельницы и элеватора, тогда к причалу одновременно могли швартоваться до 6 пароходов. Спустя год Хорлы стали играть ведущую роль в вывозной торговле среди портов Каркинитского залива.

Однако низкие зарплаты портовых рабочих стали причиной недовольств, в 1905 году во время разгрузки судна с углем рабочие порта выдвинули требование повысить заработную плату. В ответ на это в Хорлы ввели кавалерийский эскадрон Крымского дивизиона.  Напуганные протестами, администрация порта и чиновники канцелярии таможенного поста вынуждены даже были укрываться некоторое время на борту английского судна. Спустя  год в Хорлах власти разместили роту солдат.

Портофлот

В 1905 году помещица  приобрела комфортабельный грузопассажирский пароход, который также назвали в ее честь – «София». Судно выполняло почтово-товаро-пассажирские рейсы между Одессой и Хорлами, иногда с заходом в Скадовск и Ак-Мечеть. Позже пароход стал также ходить и в Николаев.

В 1907 году пароходство пополнилось еще одним судном. После пожара и полученных повреждений в акватории Одесского порта долгое время стоял остов парохода «Великая княгиня Ольга», который планировали отправить на слом. В Одессе его переделали в большую морскую баржу, которая стала самой крупной из подобных на Черном море. При длине 79 м, ширине 10 м и осадке 4,2 м грузоподъемность баржи составила 1.500 тонн. Тем не менее, баржа успешно эксплуатировалась с тем же именем на борту еще 8 лет. Забегая вперед, с началом Первой мировой войны Морское ведомство забрало ее по военно-судовой повинности, а после окончания войны вернули владелице.

Еще один буксирный пароход приобрели в Швеции в 1911 году. Для приемки судна сформировали команду из 14 человек, а уже в Хорлах пароход назвали в честь дочери Софии  – «Лидия».

Портовая деятельность

В Хорлах в то время активно развивалась сфера торговли, а основным экспортным грузом стала озимая пшеница, а также рожь и ячмень, поскольку они были востребованы за границей. География торговых операций быстро расширялась, и уже в 1907 году из порта отправили в Англию, Грецию, Германию, Италию и Голландию 36 тысяч тонн грузов. Спустя 6 лет грузооборот порта уже составил 103 тыс. тонн. Однако объем экспортных операций не всегда был равномерным и часто зависел от спроса, урожайности зерновых и, в значительной степени, от конкуренции Одесского, Херсонского, Скадовского и Генического портов. В связи с этими обстоятельствами, например, в 1908 году из Хорловского порта отгрузили менее 16  тыс. тонн зерна.

С расширением торговых операций в Хорлах открылось отделение Русского для внешней торговли банка. В самом порту развивалась инфраструктура: для хранения зерна соорудили амбары, откуда груз в вагонетках по рельсам подавали к пароходам. Кроме внешнеторговых связей, порт принимал или отправлял грузы в Одессу, Херсон, Севастополь, Николаев и другие пункты Черноморского бассейна. Перевозились зерно, овощи, фрукты, строительные материалы, металл, скот, птица и так далее.

Порт Хорлы широко рекламировал свои экспортные операции. В еженедельнике «Вестник финансов, промышленности и торговли» систематически сообщалось об отправке грузов из Хорлов за границу.

Постоянными жителями Хорлов стали переселенцы из разных мест, пришедшие сюда в поисках заработка. Они работали на строительстве порта, грузчиками на пароходах, а во время массовой отправки хлебных грузов здесь находили заработок сезонные рабочие с северной части Украины и центральных губерний России.

Ежегодно в порту на погрузочно-разгрузочных работах было занято в среднем 300 рабочих. Отметим, накануне Первой мировой войны в Хорлах проживали уже 1675 человек (882 мужчины и 793 женщины) — в основном, рабочие.

Но Первая мировая война сильно пошатнула позиции порта. После закрытия Черноморских проливов и прекращения экспорта он практически не действовал, люди остались без работы. 

Порты Хорлы во время СССР  

В это время порт постепенно возвращал свои позиции и продолжил активно функционировать. Так, в 20-30-х годах, уже при СССР, портопункт Хорлы Скадовского порта занимался перевалкой песка, который добывали в прибрежных водах. Для выполнения этой задачи, в том числе, строилась и развивалась техническая база портового пункта, а именно причал №3 с глубинами 4,5 м, что давало возможность принимать суда типа река-море с максимальным дедвейтом 3 тысячи тонн. В порт снова начали заходить иностранные торговые суда. 

Так, в 1926—1927 годах порт посетили 12 иностранных судов, которые вывезли 31,5 тыс. тонн грузов. Также в Хорлы прибыли и отправились из него 193 судна каботажных рейсов, с грузом 9,5 тыс. тонн.
В 1927—1928 гг. порт значительно расширили, восстановили разрушенную во время войны узкоколейную железнодорожную линию, по которой каждые сутки транспортировали на суда около 1,6 тонн зерна. В порту построили новый железобетонный причал, который обеспечивал одновременную загрузку двух судов. Стала действовать водонапорная башня, благодаря чему пароходы снабжались пресной водой.

В середине 30-х годов был расчищен фарватер, глубина которого достигла 7,2 метра, тогда в порт стали заходить большие теплоходы с осадкой более 5 метров, например, «В. И. Ленин», «Красный Октябрь» и другие. Хорлы, как незамерзающий порт, стал одним из центральных портов Херсонского морского региона, куда поступало зерно из приморских и отдаленных районов территории нынешней Херсонской области. Для успешной загрузки высокобортовых судов оборудовали эстакаду с причалами высокого уровня.

Послевоенное время

В 1951 году портопункт оборудовали новыми портальными кранами грузоподъемностью 8 тонн, что позволило механизировать все сложные и трудозатратные технологические процессы. 

В 50-60 гг. в порту дважды углубляли фарватер. В этот период своей истории основным грузом Хорловского порта оставались минеральные и стройматериалы, которые на постоянной основе отправляли в Херсон, Севастополь, Новороссийск, Ялту, Керчь, Феодосию. Кроме того, в различные концы республики через порт отправляли зерно, шерсть, арбузы, овощи. Так, с апреля по июнь 1969 года в порту побывало 188 судов. В 1971-1975 гг. резко возрос грузооборот порта, когда перевалили 735,3 тыс. тонн при плане 695 тыс. тонн.
В 1978 году снова провели дноуглубительные работы и одновременно расширили подходной канал с 30 до 50 метров.

Здесь установили 2 новых крана грузоподъемностью 5 тонн каждый, увеличили количество крановщиков — от 3 человек до 12. В результате, судно в порту могли обработать всего за 6 часов.

Выполнить большой объем грузооборота Хорловскому порту помогали суда Северо-Западного речного пароходства, которые на зимний период полностью переходили с Балтики в бассейн Черного моря.

В 1981-1985 гг была построена новая единая причальная линия, и объем погрузочно-разгрузочных операций значительно возрос.

В результате такого активного развития Хорлы также стали поселком-лечебницей, курортной зоной, которая привлекала все больше туристов.

Экономическая стабильность порта вскоре пошатнулась. Первым ударом для порта стал кризис в 90-х годах, однако подтвердить эту информацию сложно: работа порта совершенно не освещалась, и информации о том периоде практически нет. После этого времени порт уже не блистал высокими показателями грузооборота.

Начало XXI века и упадок после аннексии Крыма

Первые новости о возможном возрождении порта появились уже в 2010-х годах.  В 2012 году Херсонская областная государственная администрация планировала восстановить порт с таможенным пунктом пропуска в селе Хорлы, об этом тогда заявил бывший начальник Херсонской таможни Армен Айрапетян.

В 2015 году тогдашний директор ГП «Скадовский морской торговый порт» Карина Щеглова в интервью порталу ЦТС рассказала, что портопункт Хорлы может перегружать песок.

«У нас есть лицензия на добычу песка, основным его потребителем всегда был Крым. После аннексии полуострова реализация песка практически остановлена, поскольку на материковой Украине он не конкурентоспособен. В данный момент портопункт не работает, но поддерживается в должном состоянии», – отметила Карина Щеглова.

Судя по всему, тогда предполагалось, что при наличии заинтересованного инвестора, порт смог бы опять переваливать песок.

Ситуация сегодня

Следом про порт Хорлы вспомнили в 2019 году. Тогда ГП «Администрация морских портов Украины» и Министерство инфраструктуры совместно с Фондом госимущества инициировали ряд проектов развития частного бизнеса в порту Скадовск.

На сайте ФГИУ в аренду предлагали 5 причалов в порту Скадовск и в портопункте Хорлы.

«Они могут использоваться для обслуживания как грузовых, так и пассажирских судов. Также потенциальными объектами аренды являются площадки ГП «Скадовский морской торговый порт», которые в сочетании с причалами Скадовского филиала ГП «АМПУ» формируют перспективные зоны для развития порта», – отмечали в ФГИ.

В ведомстве уточнили, что ранее только лишь портопункт Хорлы Скадовского порта обеспечивал перевалку песка в объеме около 4 млн тонн в год. Причалы порта приспособлены для хранения грузов, осуществления экспортно-импортных операций и по паспортным характеристикам могут принимать суда класса ро-ро.

В 2021 году в ответе на запрос херсонским СМИ в АМПУ ответили, что на сегодняшний день потерян рынок реализации морского песка, ведь до 2014 года 95% отгружалось в порты Крыма и Кавказа. А из-за отсутствия необходимой инфраструктуры, современные грузы (паромные перевозки, зерновые, цитрусовые) не могут обрабатываться в порторункте Хорлы. Для ее создания, по словам сотрудников ведомства, необходим не один десяток миллионов гривен.

«Специалистами АМПУ был проведен анализ инвестиций, которые необходимо привлечь для развития портопункта Хорлы. Для этого необходимо восстановить причальный фронт, а также обеспечить глубину причала до 6 м; провести дноуглубление подходного и морского каналов; восстановить навигационную обстановку; восстановить наземную инфраструктуру (инженерные сети, коммуникации, здания, сооружения). На эти цели необходимо направить около 160-175 миллионов гривен. Кроме того, надо привлечь квалифицированный персонал для работы в портопункте, а главное – привлечь эффективного и надежного портового операторов с перспективной программой развития грузовой базы», – рассказали в АМПУ.

Отметим, в то же время Администрация считает, что восстановление портового пункта с точки зрения экономики не является актуальным и выгодным для государства. Однако, учитывая длительную историю развития портпункта, и при условии сотрудничества с заинтересованными частными инвесторами, рассмотреть восстановление и функционирования портового пункта Хорлы можно. Ситуация может сложиться весьма печально для маленького, но вполне успешного в свое время порта. Либо он так и продолжит оставаться забытым и заброшенным, поскольку у государства вряд ли найдутся средства на его возрождение, либо же им заинтересуется частный инвестор.

Если же рассматривать второй вариант, то в таком случае здесь может появиться все, что угодно – от яхт-клуба и до музея-ресторана. Или же есть такой вариант, что инвестор рискнет и вложится в возрождение именно порта, ведь опыт прошлого показал, что его результаты действительно были успешными.

Александра Ковтуцкая