Живой груз: проблемы судов-скотовозов, вопрос гуманности и мнение эксперта

Живой груз: проблемы судов-скотовозов, вопрос гуманности и мнение эксперта


Суда-скотовозы – это довольно быстрый способ перевезти живой груз по морю, однако не всегда все идет по плану. Животных нужно обеспечивать не только местом, но и питанием, водой, воздухом, и самое главное – необходимо контролировать состояние здоровья скота. Не все суда справляются с этой задачей, из-за чего возникает множество проблем – животные погибают, болеют, а иногда зараженным оказывается целое стадо, которое в итоге просто отправляют на убой.

USM подготовил материал о том, как происходят перевозки живого груза и насколько это гуманно.

Многие зоозащитники выступают против перевозки животных по морю, а альтернативой называют экспорт мяса, а не скота. Из-за непредвиденных проблем, от животных часто отказываются, порты не принимают груз, а в итоге их отправляют на убой из-за «непригодности к повторной транспортировке». Это не только не гуманно, по мнению организаций по защите животных, но и приносит убытки.

Для справки: в 2020 году Украина отправила на экспорт 77,8 тыс. голов живого крупного рогатого скота, что на 28% меньше, чем за аналогичный период 2019 года. Импорт живого крупного рогатого скота в течение 2020 вырос на 3,6%, если сравнить с 2019 годом.

Ситуация в мире

Возможные болезни животных часто становятся одной из причин, почему скотовозы не пускают в порты. Из-за этого судно буквально «застревает» в море, а экипаж вынужден искать пропитание для страдающих животных. По данным организации Animals International, в 2021 году из-за задержания в море уже были забиты тысячи голов крупного рогатого скота.

Еще 17 декабря 2020 года cкотовоз «Karim Allah» отправился из испанского порта Картахена в Турцию. На борту судна находилось 895 голов крупного рогатого скота, предназначенного для продажи. Несмотря на то, что ветеринарные сертификаты на животных были в порядке, турецкие власти запретили «Karim Allah» и «ElBeik» (второму судну, на борту которого находилось 1800 голов и который вышел из Таррагоны на следующий день) заходить в свои порты и вообще приостановили ввоз животных из Испании. Это произошло из-за того, что в испанской провинции Уэска обнаружили вспышку вирусной болезни блютанг среди скота.

Несколько дней у животных была только вода, но в итоге на судне «Karim Allah» сумели раздобыть корм на Сицилии, однако 15 животных погибло. Одно из испанских обществ по защите животных заявило, что случай с «Karim Allah» и «ElBeik» – еще одно доказательство того, что необходим полный запрет на экспорт живых животных.

В начале марта 2021 года  «Karim Allah», который больше двух месяцев провел в море и не мог выгрузиться, вернулся в Испанию.

По данным MarineLink, в отчете ветеринарной службы Испании, загруженном на сайт группы по защите прав животных Igualdad Animal, сообщается, что порядка 200 коров с «Elbeik» погибли во время транспортировки и были выброшены за борт. 

Уже 25 марта стало известно, что власти Испании распорядились забить 1,6 тыс. животных, застрявших на 4 месяца в Средиземном море на борту скотовоза «Elbeik». Министерство сельского хозяйства Испании отметило, что скот непригоден для дальнейшей перевозки на судне и не может быть повторно импортирован в страны ЕС.

Тем временем, Австралийское управление морской безопасности (AMSA) проводит целевую инспекционную кампанию на судах для перевозки скота. Также AMSA будет следить, чтобы экипаж судов точно ознакомили и проинструктировали, как взаимодействовать с таким «грузом». В период с 1 марта по 31 августа каждое судно для перевозки скота, которое работает в водах Австралии, подвергнут как минимум одной инспекции.

Напряженная ситуация сложилась и в Суэцком канале, который был заблокирован 6 дней севшим на мель судном Ever Given. Министерство сельского хозяйства Египта заявило, что на борту 5 грузовых судов, которые ожидали своей очереди на проход через канал, оставались более 60 тысяч овец и 400 коров.

В свою очередь Габриэль Паун, директор неправительственной организации Animals International, заявил, что примерно 6 из 11 судов, до краев заполненных живыми животными из стран Юго-Восточной Европы, находятся в особенно критическом положении. Они должны были достичь гавани в Персидском заливе более 4 дней назад, но до сих пор не покинули канал.

«Даже с 25-процентным буфером у этих судов теперь закончится корм для животных задолго до того, как они прибудут в порт. Корабль, который покинул Румынию 16 марта, должен был прибыть в Иорданию 23 марта, но вместо этого теперь он должен прибыть в порт не раньше 1 апреля. Это задержка на 9 дней. Даже если у корабля были необходимые 25 процентов дополнительного корма для животных, его хватило бы всего на 1,5 дня», – подчеркнул Габриэль Паун.

Как в Украине ужесточили требования при перевозке животных

В 2018 году ситуация в Черноморском морском порту стала одной из самых скандальных при перевозке животных из Украины. Фирма-владелец овец еще в начале октября осуществила таможенное оформление живого товара в Турцию, 6 октября “оформленных” овец отправили на пароме, однако там по неизвестным причинам принять животных отказались и через 2 дня отправили обратно в Украину.

По прибытию в порт трехуровневая фура с 300 овцами простояла там две недели. Таможенники получили письмо от одесской службы ветконтроля, в котором было указано, что «живой товар» просят не допускать, поскольку груз побывал на территории Турции, где регистрируются особо опасные болезни животных.

Овец, из которых половина состояла из беременных самок, не поили и не кормили. Тогда многие овцы погибли, но трупы оставались в фуре вместе с живыми. Отару хотели отправить на убой, но одесские зоозащитники и волонтеры прорвались к грузовику и накормили животных. Кроме того, активисты перекрыли дорогу на Черноморск. Уже 27 октября фуру отправили в Тульчин в Винницкую область на утилизационное предприятие, где живых овец отделили от мертвых.

Тогда 57 овец умерли в порту, еще 34 – на территории утильзавода в Тульчине. Среди живых было много искалеченных – некоторые ослепли, у некоторых были переломанные лапы, а у самок были выкидыши. Полиция открыла уголовное производство о жестоком обращении с животными, несколько чиновников в итоге понесли наказание.

После этого Госпродпотребслужба ужесточила требования к транспортировке животных, издав приказ «О случаях несоблюдения правил транспортировки животных». Если транспорт или условия перевозки не соответствуют Правилам транспортировки животных, то ветеринарные документы не имеют права выдавать. Кроме того, обязательной является видеофиксация погрузки животных.

Мнение эксперта

Директор по агентированию компании Stark Shipping Вячеслав Сорочан отметил, что главная проблема при перевозке животных на судах-скотовозах – это временной фактор.

«Животные это не обычный груз. Как и люди, они испытывают голод и жажду, чувствительны к изменениям температурного режима и возможной качке. Стресс во время таких перевозок влияет на их психическое состояние. Поэтому менеджеры всегда стараются организовать логистическую цепочку так, чтобы максимально быстро доставить животных из точки А в точку Б, без простоев и ожидания», – рассказывает Вячеслав.

С точки зрения рынка и потребителей, по его словам, перевозка морским транспортом является наиболее выгодным и гуманным способом доставки. Так, на специализированных судах (скотовозах) должны быть созданы все условия для безопасной и сохранной перевозки животных: двухразовое питание, свежая питьевая вода и своевременная очитка загонов персоналом экипажа.

«К сожалению, часто встречается, что под скотовозы переоборудуют балкерный флот, а из контейнеров делают загоны для животных. В таком виде, в 90% случаев о гуманности можно забыть, поскольку переоборудованное судно редко будет иметь все нужные системы для нормальной жизнедеятельности животных во время транспортировки. В состав обслуживающего персонала специализированного судна обязательно должен входить ветеринар, который контролирует здоровье животных и может применять лечебные препараты при необходимости, а также изолировать в случае подозрения на вирусную инфекцию (для защиты остального стада)», – добавил Вячеслав Сорочан.

Альтернативы и возможные решения

Возможным решением проблемы может стать ужесточение правил перевозки животных, у которых должно быть достаточно места, еды и воды, а также экипаж, обученный правильно обращаться с живым грузом. Кроме того, на таком судне должны быть запасы пропитания на случай, если возникнут непредвиденные обстоятельства.

Например, на одном из самых больших в мире судов, предназначенных для перевозки домашнего скота, «Ocean Drover» животными занимаются профессиональные загонщики. Альтернативой может стать экспорт замороженного мяса, однако это не так выгодно для поставщиков, ведь сбывая живой скот, в продажу идут субпродукты, шкура, жир и кости.

Однако это не единственный выход, например, существует транспортировка «живого груза» автотранспортом. Таким способом можно на сутки арендовать фермы, на которых животные смогут отдыхать. Единственное, что автотранспорт не способен вместить такое количество крупного скота, как судно.

В свою очередь, организации по защите животных настаивают на том, чтобы полностью запретить экспорт живых животных.