Судоходные компании ищут общий путь перехода к «зеленой» энергетике

Судоходные компании ищут общий путь перехода к «зеленой» энергетике


Маршалловы и Соломоновы Острова выдвинули предложение о введении всеобщего обязательного сбора за выбросы парникового газа с начальной суммой в 100 долларов за тонну/CO2е. Власти Островов добавили, что после пробного периода сумму можно увеличить.

В среду, 11 марта, ряд судоходных ассоциаций выдвинул предложение о декарбонизации, которое было одобрено многими странами-членами IMO, включая Японию и Сингапур. Новая концепция требует взымать 2 дополнительных доллара за тонну бункерного топлива. Взимать сбор будут с судоходных линий.

Однако представители Маршалловых и Соломоновых Островов назвали текущие предложения по сокращению углеродного следа судоходства неадекватными.

«Поскольку глобальные выбросы парниковых газов продолжают расти, мы признаем, что сектор международного судоходства должен нести пропорциональную ответственность за свою долю выбросов парниковых газов. Текущие меры для этого недостаточны. Наше предложение поможет намного лучше декарбонизировать отрасль», – прокомментировал посол Маршалловых Островов на Фиджи Албон Ишода.

Предложение Маршалловых и Соломоновых Островов сделает декарбонизированное судовое топливо и технологии конкурентоспособными по стоимости с обычными технологиями, которые оставляют углеродный след, добавил Албон Исода.

Как сообщил посол, большая часть средств, полученных от сбора, поможет некоторым странам в адаптации к изменению климата и смягчении его последствий. Другая часть средств будет направлена ​​на субсидирование исследований, разработок и внедрения новых технологий и топлива в соответствии со стандартами IMO.

Справка: CO2 – не единственный парниковый газ, вызывающий изменение климата. Существует ряд других газов, которые вносят значительный вклад в глобальное потепление, и все они вместе количественно выражаются в одной единственной метрике, называемой CO2e.

Стоит отметить, в июне состоится заседания Комитета по защите морской среды (КЗМС) в IMO, поэтому ряд стран и судоходных компаний предлагают много новых идей о налогах на выбросы углерода.

Например, многонациональная торговая компания Trafigura предложила систему самофинансирования, при которой сбор за использование топлива CO2е увеличат, а субсидии для такого топлива уменьшат. Анализ Trafigura предполагает, что размер сбора должен составлять от 250 до 300 долларов за тонну CO2е.

В стороне не остаются и власти стран. Кроме вышеупомянутых Маршалловых и Соломоновых Островов, Канада также присматривается к проблеме углеродного следа. В начале марта стало известно, что власти Канады выпустили федеральные правила компенсации выбросов парниковых газов.

Следуя документу, в стране введут нормативные сборы за использование ископаемых видов топлива, а также новую систему ценообразования для крупных промышленных компаний. Плата за выбросы в стране сейчас установлена ​​на уровне 40 канадских долларов за тонну CO2е, но ее увеличат до 50 канадских долларов за тонну CO2е в 2022 году.

Напомним, как USM сообщал ранее, в прошлом году выбросы CO2 в судоходстве снизились на 1%, поскольку пандемия коронавируса привела к сокращению судоходной деятельности в 2020 году.

Выбросы CO2 среди «большой тройки» (танкеров, балкеров и контейнеровозов) фактически увеличились на 1,2%. Однако на снижение загрязнения повлияли более мелкие секторы – выбросы от круизных судов снизились на 45%. Также, в связи с паузой в деятельности из-за пандемии, сократились выбросы от паромов и ро-ро.

Но, как сообщают в IMO, этого по-прежнему недостаточно. 

Напомним, еще в сентябре прошлого года EPP Group (крупнейшая политическая группа в Европейском парламенте, в которую входят 187 членов из всех стран-членов ЕС) поддержала политическое соглашение по сокращению выбросов в судоходстве на 40% к 2030 году, за счет интеграции в существующую систему торговли выбросами ЕС (EU ETS).  

European Union Emission Trading Scheme (EU ETS) — система Европейского союза по торговле квотами на выбросы, первая в мире крупная схема торговли выбросами парниковых газов. Система была запущена в 2005 году в рамках борьбы с глобальным потеплением и является одним из основных принципов энергетической политики ЕС.

Фактически, это сталкивает в конкуренции IMO и ЕС. И если ЕС критикуют постоянно, так как видят в действиях EU ETS желание «перетянуть» на себя обязанности по декарбонизации отрасли, то IMO с новой экологической программой с глобальной критикой, кажется, столкнулись впервые.

В прошлом году климатологи уже сообщали, что стремление IMO к 2030 году прекратить выбросы парникового газа в судоходстве малопонятны, ведь действовать нужно немедленно. По сообщению ученых, несмотря на экологическую повестку IMO, выбросы в судоходной отрасли увеличились почти на 10% в период с 2012 по 2018 год.

Maersk также раскритиковали Международную судоходную организацию. В крупнейшей контейнерной компании считают, что IMO идет по неправильному пути, и предупреждает, что это может поставить под угрозу экологические изменения.

Критика со стороны Maersk последовала после того, как в октябре государства-члены IMO договорились о краткосрочных методах сокращения выбросов в судоходном секторе. Участники IMO приняли соглашение, которое включает технические и эксплуатационные требования, вступающие в силу в 2023 и 2026 годах.

В Maersk остались недовольными требованиями IMO, назвав их «недостаточно амбициозными». Особенно обеспокоило компанию то, что требования не поощряют судоходные компании, которые являются первопроходцами в борьбе с изменением климата.

Несмотря на все распри между идеологами в борьбе за уменьшение углеродного следа, более реальные шаги и предложения по декарбонизации будут рассматриваться в июне – на упомянутом заседании Комитета по защите морской среды (КЗМС) в IMO.